В подписке Okko уже можно посмотреть на Бенедикта Камбербэтча в байопике Луиса Уэйна, художника и известного оригинала, который прославился портретами антропоморфных котов. Рассказываем, какие еще фильмы о мире живописи помогут сделать его ближе и понятней.
18+
«Кошачьи миры Луиса Уэйна», реж. Уилл Шарп, 2021
Бенедикт Камбербэтч снова выступает в своем фирменном амплуа безумца и пророка в одном флаконе. На сей раз его герой — иллюстратор Луис Уэйн, легендарный чудак викторианской эпохи. Он был уверен в том, что талантлив в любой области: от физики до музыки, от балета до электромеханики. Уэйн сочинял симфонии и пытался изобрести вечный двигатель, донимал чиновников всех уровней своими предложениями. Но славу ему принесли изображения котов, которые публиковались в британской прессе в конце XIX века. Правда, никакого счастья известность Уэйну не принесла: талант и умение создавать завораживающие картинки отравили его жизнь и оставили безалаберного гения без гроша. Он потерял всех близких, тронулся умом, но от этого не перестал быть безумным гением. Вся пестрота его таланта буквально визуализируется в фильме на экране и превращает биографию чудака в сложное и яркое визуальное полотно.
Помимо Камбербэтча, в фильме сыграли Клэр Фой, Андреа Райзборо, Тоби Джонс, Стэйси Мартин и Хейли Сквайрс, в коротких эпизодах на экране появляются Ник Кейв и Тайка Вайтити.
«Большие глаза», реж. Тим Бертон, 2014
Хроника одного из самых шумных художественных скандалов XX века от выдающегося сказочника Тима Бертона. Уолтер Кин (Кристоф Вальц) много лет выставлял картины своей жены Маргарет (Эми Адамс) как свои собственные. До поры до времени это никак не влияло на отношения между супругами. Пока не выяснилось, что Кин — самый обычный мошенник. Не умея рисовать, он продавал чужие полотна, ставя на них свою подпись, а теперь обрел славу и богатство, торгуя творчеством Маргарет и отбирая у нее все силы. В итоге отношения между супругами вылились в большой публичный скандал и шумные судебные слушания.
Хотя Бертона куда больше занимает не юридическая сторона дела, а творческая. Адамс и Вальц играют здесь дуэт артистических натур: прирожденную художницу и талантливого проходимца и авантюриста, которым движет азарт и жажда богатства.
«Ван Гог. На пороге вечности», реж. Джулиан Шнабель, 2018
Биография главного гения-безумца мирового искусства Винсента Ван Гога от главного биографа художников в мировом кино Джулиана Шнабеля. Режиссер и прежде обращался к судьбам пророков, безумцев и артистов, например, мастера абстрактного экспрессионизма Жана-Мишеля Баския или поэта Рейнальдо Аренаса.
В картине «Ван Гог. На пороге вечности» суперзвездный актерский состав — Уиллем Дефо, Оскар Айзек, Мадс Миккельсен — разыгрывает драму о непонятом обществом гении, который творил не для современников, а для будущих поколений. Но самое ценное в ленте — даже не игра актеров, а то, как Шнабель мастерски, не жалея сил и выразительных средств, переносит на экран этот фантастический мир, который Ван Гог в исполнении Дефо видит, а все окружающие его люди — нет.
«Последний портрет», реж. Стэнли Туччи, 2017
Одна из немногочисленных режиссерских работ актера Стэнли Туччи, ироничная и мягкая комедия о стареющем гении, великом скульпторе Альберто Джакометти (Джеффри Раш), и его интересных отношениях с критиком Джеймсом Лордом (Арми Хаммер). Новый знакомый становится моделью для портрета, который должен написать Джакометти, но мастер постоянно недоволен своей работой и превращает жизнь Лорда в форменный ад.
А тот неожиданно позволяет уставшему от богемной жизни и восторгов арт-сообщества патриарху европейского авангарда по-новому взглянуть и на мир вокруг, и на творчество, и на самого себя. А заодно найти то, чего ему всегда не хватало, — покой.
«Фрида», реж. Джули Тэймор, 2002
Каноническая кинобиография великой мексиканской художницы, окончательно включившая Фриду Кало в сонм святых мирового искусства. Джули Теймур перенесла на экран все противоречивые события жизни великой художницы и показала, как каждое из них становилось материалом для ее творчества.
Сделавшая Кало инвалидом авария и встреча с Диего Риверой, свободные отношения с ним и увлечение идеями марксизма, общение с Троцким и попытки реализоваться в американской арт-среде. Всё это фантазия и художественная воля Фриды Кало превращает в легендарные картины — прямо на глазах у зрителя. В завглавной роли (пожалуй, лучшей в ее карьере) — Сальма Хайек.
«Уильям Тернер», реж. Майк Ли, 2014
Британский классик Майк Ли мастерски перенес на экран знаменитый принцип «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда», который справедлив к искусству в целом. Премьер фильмов Ли, великий Тимоти Сполл, играет британского пейзажиста середины XIX века, и получается на редкость жуткое, уродливое создание. Замкнутый, мнительный толстяк даже у мольберта остается форменной свиньей.
Пишет он — буквально — соплями, слюнями, козявками, истошно хрюкая и хмыкая. Но в итоге на свет появляются полотна небывалой выразительности и завораживающих цветов. Так Майк Ли будто говорит нам: ради того, чтобы написать шедевр и погрузить в него зрителей, стоит превратиться даже в форменное чудище.
«Девушка из Дании», реж. Том Хупер, 2015
Несколько выбивающаяся из общего ряда фильмов о художниках оскароносная лента британца Тома Хупера. В центре сюжета — Эйнар Вегенер, первый в истории мужчина, сделавший операцию по коррекции пола. Его играет Эдди Редмэйн.
Но и он сам, и его жена Герда — художники. С одной стороны, это размещает сюжет об осознании гендера в богемной, артистической и свободной фактуре, в мастерских, где пол забрызган краской, холодных мансардах Копенгагена, на вечеринках и вернисажах. С другой же стороны, именно благодаря профессии главных героев они отличаются особой чувственностью и способностью к взаимопониманию, что гарантирует истории счастливый исход.
«Марина Абрамович. В присутствии художника», реж. Мэттью Эйкерс, 2012
Формально лента документалиста Мэттью Эйкерса — лишь хроника подготовки выставки. Самая известная художница-перформерка в истории Марина Абрамович готовится к своей ретроспективе в нью-йоркском музее MOMA. Но масштаб личности героини даже этот простой, сугубо технический процесс превращает в творчество. А фильм, соответственно, — в путешествие по мастерской Абрамович, в попытку раскрытия ее художественного метода.
Кульминация и главное действо, которое разыгрывается и на выставке, и на экране — перформанс, давший название фильму. Абрамович сидит в центре музейного зала и проводит несколько минут за одним столом с любым желающим, глядя ему прямо в глаза и никак больше не взаимодействуя. Неожиданно одним из гостей художницы становится ее друг и соавтор Улай, которого она не видела уже несколько десятилетий.
«Ренуар. Последняя любовь», реж. Жиль Бурдо, 2012
Французская костюмная драма о последней любви и последнем вдохновении великого живописца-импрессиониста Огюста Ренуара. Главную роль здесь играет звезда кинематографа «новой волны» Мишель Буке («Невеста была в черном», «Сирена с „Миссисипи“»).
В самом конце жизни, будучи уже тяжело больным стариком, Ренуар неожиданно находит вдохновение в общении со своей молодой натурщицей, которая дарит ему силы для творчества, успокоение и позднюю любовь. Однако она же становится неожиданно для себя яблоком раздора между живописцем и его сыном, будущим классиком мирового кино Жаном Ренуаром.
«Работа без авторства», реж. Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, 2018
Биография художника-экспериментатора в тоталитарном обществе от автора «Жизни других», оскаровского лауреата Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. В основе сюжета — реальная биография выдающегося живописца Герхарда Рихтера (его роль исполняет Том Шиллинг).
Главный герой рождается на заре национал-социализма, его детство приходится на самый страшный период в истории Германии, полный насилия, диктатуры и совершенно бесчеловечных нравов. Зрелость приносит ему новые испытания — необходимость отстаивать свой творческий метод и свою самобытность в коммунистической ГДР. А переезд в ФРГ не только дарит долгожданную свободу, но и заставляет бороться за свое место в мире. И все эти испытания приводят героя к славе, счастью и тихому торжеству.
«Послеобразы», реж. Анджей Вайда, 2016
Последняя, во многом автобиографичная лента польского классика Анджея Вайды — байопик главного революционера национального искусства, абстракциониста Владислава Стржеминского.
После войны он становится всеми любимым преподавателем Академии изобразительных искусств в Лодзи, живым классиком — но неординарность творческого метода Стржеминского становится причиной конфликта с властями и травли живописца. Его инаковость оказывается преступлением, за которое все спешат поскорее наказать. И единственными союзниками абстракциониста становятся его ученики, готовые сохранить работы мастера и донести их до будущих поколений.