Вы узнаете, как США захватила мода на лоботомию, как она превратилась из крайней меры в повседневную операцию, которую проводили прямо в специальном фургончике за 6 минут и 25 долларов. Как лоботомия сломала жизнь младшей сестры президента Кеннеди, и что заставило медицинское сообщество наконец-то отказаться от этой чудовищной практики.
1949 год. Самую престижную научную премию мира, Нобелевскую, вручают портгуальцу Антониу Эгаш Монишу за его инновационную методику хирургического лечения психических расстройств – лейктомию, более известную как лоботомия. Операцию проводят по всему миру, десятками тысяч в год. Она считается панацеей от всего: от депрессии до гомосексуализма.
Откуда взялась лоботомия?
Антониу Эгаш Мониш был известен в Португалии не только как врач, но и как политик, и даже министр иностранных дел. Окончательно бросив политику в 46 лет, он вернулся в науку и занялся неврологией. А в 1936 году опубликовал самое известное свое исследование – "Доклад о выполнении префронтальной лейкотомии (лоботомии) на человеке с психическими расстройствами".
На эту идею Мониша натолкнуло выступление американских коллег Джона Султана и Карлайл Джейкобсена на II Международном конгрессе по неврологии в 1935 году.
Фултон в 30-е годы много работал над изучением мозга. Правда, не людей, а приматов. И однажды получил интересные результаты. Если удалить расположенные позади лба фронтальные доли мозга шимпанзе, агрессивная обезьяна становилась гораздо спокойнее. Впрочем, Фултон не спешил делать громких выводов и не поддерживал эксперименты на людях.
Эксперименты на людях
Но Мониш был очень вдохновлен. Первую операцию он делает 63-летней женщине, которая уже давно лечилась от депрессии и тревожного расстройства. В те времена у психиатров еще не получалось лечить подобные состояния медикаментозно. До появления антидепрессантов оставалась пара десятилетий.
Вместо них врачи использовали электрошоковую терапию: пропускали через мозг электрический ток. Но помогало это слабо и далеко не всегда. В таком контексте идея оперировать людей с психическими заболеваниями не казалась странной. Тем более, предполагалось, что сами префронтальные доли не повреждались. Перерезалось лишь белое вещество, волокна, соединяющие лобные доли с другими областями мозга.
Нравится статья? Подпишитесь на блог, не пропустите выход новых статей!
Итак, Мониш проводит первую операцию. Строго говоря, делал ее не он, а его коллега Педро Мануэль де Алмейда Лима. Сам Мониш страдал подагрой и пальцы плохо его слушались. Так что он руководил процессом, а хирург просверлил дырки с двух сторон фронтальной части черепа пациентки, влил в лобные доли половину чайной ложки этилового спирта и закрыл отверстия.
Мониш отчитывается:
"Операция прошла успешно".
Лоботомия набираем обороты
Он оперирует еще нескольких пациентов в возрасте от 22 до 67 лет с разными диагнозами: депрессия, шизофрения, маниакально-депрессивное расстройство. Технологию вскоре изменили. Вместо вспрыскивая в мозг алкоголя медики теперь вводили в череп пациента длинный стержень с проволочной петлей на конце, которым вытягивали части тканей мозга.
Согласно отчетам Мониша, у 7 из 20 пациентов после операции были отмечены значительные улучшения поведения. Еще у 7 – незначительные. А состояние 6 не изменилось.
Были и побочные эффекты: головокружение, апатия, недержание, неадекватное восприятие действительности. Но медики не принимали это всерьез, ведь, по их словам, дееспособность людей в целом сохранялась, а поведение становилось стабильно спокойным.
О своих первых пациентах Мониш написал большую научную работу. В ней он делал однозначный вывод: его метод – прорыв в психиатрии и неврологии. Многие коллеги возражали, что прооперированные не становились полноценными людьми. Наоборот, однозначно деградировали. Но несмотря на эти возражения, лоботомия стремительно набирала популярность.
Американский энтузиаст
У лоботомии могло бы быть куда меньше жертв, если бы идею Мониша не подхватил американский невролог Уолтер Джексон Фирмен. Узнав об опыте португальского коллеги, Фримен впервые в жизни взялся за хирургические инструменты. Вместе с нейрохирургом Джеймсом Уотсом он начал проводить лоботомии рекордными темпами. По его словам, из 136 первых прооперированных 98 стали чувствовать себя гораздо лучше, а умерли во время процедуры всего 3. Да, Фримен считал такие вздёржки вполне допустимыми.
Про успехи Фримена и Уотса написали главные издания Америки. Отличный маркетинг и оптимизм Фримена сделали лоботомию модной.
Самая известная жертва лоботомии
Одной из самых известных жертв этой моды стала Розмари Кеннеди, родная младшая сестра будущего 35-го президента США. Ментальные проблемы у девушки наблюдались с детства, она явно отставала в развитии, скорее всего из-за перенесенной при рождении гипоксии. Розмари плохо говорила и читала, отличалась перепадами настроения. И хотя она была вполне приспособлена к бытовой жизни, наличие ребенка с особенностями развития больно ранило отца огромного семейства Кеннеди.
Именно по его инициативе 23-летнюю Розмари в 1941 году привезли к доктору Фримен. Оперировали Розмари как и всегда при лоботомии под местным наркозом. Врачам было важно говорить с пациентом. Юную Кеннеди просили процитировать молитвы и посчитать в обратном направлении. В это время ее мозг надрезали через отверстие по обеим сторонам головы. Когда речь девушки стала несвязной, остановились.
Операция определенно дала результат. Только отрицательный. Если до нее интеллект девушки по оценкам врачей находился на уровне 8–12 лет, то после на уровне 2-летнего ребенка. Розмари пришлось заново учиться ходить, а речь и мышление восстановить так и не удалось.
О том, что через 8 лет изобретатель лоботомии получит Нобелевскую премию, Розмари не узнает никогда. Вскоре после операции ее поместят в частную психиатрическую клинику, а позже в школу Святой Калеты в Висконсине, откуда она никогда не выйдет.
Удивительно, но провал операции нисколько не разочаровал Фримена. Мол, бывает и такое, ничего страшного. Возможно, если бы семья Кеннеди придала неудачу Фримена огласке, его деятельность удалось бы остановить, но старший Кеннеди был известным политиком и не хотел вредить своей репутации. Последствия лоботомии Розмари замалчивались долгие годы.
Печальные усовершенствования
Эксперименты Фримена продолжались. Он решил проникнуть в мозг еще глубже. Раньше он работал с изобретением Мониша, похожим на шприц инструментом под названием "лейкотом". Узкий стержень вводили в мозг через отверстия в черепе, выдвигали сердцевину, проволочную петлю, и ею вырезали часть мозга.
Иногда лейкотомы ломались прямо в черепной коробке пациентов, не выдержав нагрузки. Фримен решил усовершенствовать методику. Его внимание привлек нож для колки льда. Однажды он сделал лоботомию именно им. Вбил молотком острый конец в кость на верхней внутренней стороне глазницы пациента так, чтобы задеть лобные доли мозга.
В 1948 году Фримен разработал собственный инструмент, орбитокласт. С его помощью отпала необходимость делать дырки в черепе, но операции теперь проводились совсем вслепую. Хирург не мог видеть, что именно он задевает своим ледорубом. Зато теперь Уолтер Фримен мог делать операции гораздо быстрее, и количество пациентов увеличилось в разы.
Его напарник Джеймс Уотс, не смирившись с жестокими методами коллеги, навсегда прекратил работу с Фрименом.
Мода на лоботомию
К 1950 году лоботомия была на пике популярности. Больше всего операций делают в США – до 5000 в год. Затем в Британии и Скандинавии. Для ускорения процесса Фримен решает делать лоботомию не в операционной, а в любом удобном месте. Да, вы не ослышались. Фримен создает лоботомобиль. Фургончик, на котором он ездит к пациентам и в нем же под местным наркозом проводит операции.
В среднем 1,5% пациентов во время или после такого вмешательства умирали. Но это не смущало ни Фримена, ни тех, кто к нему обращался. Если Мониш все-таки считал лоботомию крайней мерой, то Фримен готов был применять ее в каких угодно случаях. Так, лоботомией пытались лечить гомосексуальность или просто плохое с точки зрения родственников поведение пациента.
Фургончик Уолтера Фримена проехал по США пусть в 138 000 километров. Он заезжал в госпитали и психиатрические больницы, делая рекордно быстрые операции (на одну лоботомию в среднем тратилось 6 минут) за $25. Не было даже возрастных ограничений. Самому младшему пациенту было всего 4 года.
Массовый интерес к лоботомии можно объяснить ростом психических заболеваний. В 40-е – 50-е годы в США было госпитализировано примерно столько же страдающих психическими расстройствами, сколько пациентов со всеми остальными заболеваниями. Профильные больницы были похожи на концлагерь и не могли предложить гуманного лечения. Так что люди видели в лоботомии дешевое и быстрое решение всезнаний бед.
Фримен обещал сделать людей с агрессивным, антисоциальным поведением спокойными и умиротворенными. Тех, кто страдал тревогой, депрессией, паранойей или маниакальными расстройствами – добродушными и жизнерадостными. Подливала масла в огонь и пресса, где печатались безапелляционно одобрительные статьи.
Фримен заявлял об абсолютном большинстве благополучных исходов лоботомии, однако объективная оценка прооперированных доказывала: Фримен или врал, или глубоко заблуждался в том, что считать благополучием. В реальности даже случаи, когда прооперированному становилось не хуже, были чудом. Вероятно, во время слепой операции им просто не задели важных долей мозга. В остальном даже те, кого Фримен считал вылеченными, показывали резкий регресс личности. Как минимум четверть пациентов даже не смогли покинуть больницу после операции. Те, кто возвращался домой, часто не могли себя обслуживать. У них появлялись провалы в памяти, они не могли больше работать, страдали от энуреза. Впрочем, теперь это и правда их не тревожило.
Больше всего лоботомий было сделано в США. К 70-м годам там было проведено от 40 до 50 тысяч операций. В Великобритании – 17 000, в трех Скандинавских странах (Финляндии, Норвегии и Швеции) – примерно 9 300.
Несмотря на то, что со временем от Уолтера Фримена отвернулись практически все коллеги, он продолжал делать операции до 1967 года, когда его последняя пациентка умерла от кровоизлияния в мозг. Это был не первый случай, когда Фримен вслепую нарушал кровоснабжение мозга своим ледорубом. Но он стал последней каплей. Фримена наконец лишили лицензии на медицинскую практику.
В США от лоботомии окончательно отказались только в 70-х годах. Но в некоторых странах она проводилась и в 1980-х. Последней страной, запретившей лоботомию, стала Франция.
А существуют ли такие кощунственный процедуры сегодня? Делитесь мнением в комментариях!