"Папа всегда делает маму счастливой" — писала Ольга Николаевна, дочь императора Николая I. Он любил свою жену, Александру Фёдоровну, но и не чурался общества фавориток.
Здоровье императрицы пошатнулось. Александра Фёдоровна подарила династии семерых детей и рождение восьмого могло бы стать фатальным. Императрица дала зеленый свет для своего супруга. Так император Николай Павлович стал большим любителем балета.
Во времена правления Николая I казна щедро финансировала Императорское балетное училище. Сам император был частым посетителем Мариинского театра. Порядки в балетной труппе не отличались своей нравственностью. Девушки заводили себе покровителей, а самые выдающиеся балерины могли приглянуться и самому императору.
На фрагменте картины выше присутствуют многие балерины Николая I (прим. авт.)
Наталья Сергеевна Апполонская была дочерью дворянина. Однако —незаконнорожденной. Отец Натальи был бывшим директором императорского театра, потому пристроил дочь в театральное училище. Юную и красивую балерину быстро приметил Николай I. Наталья не отказывалась от ухаживаний самого императора.
Она была одной из первых балерин в жизни Николая I. О своей пассии он заботился. Даже выгодно пристроил замуж, выдав за артиста, даровав приданное в 40 тысяч рублей. Огромная сумма по тем временам. Последовательницам Натальи Апполонской повезло гораздо меньше.
Не менее знаменитой балериной в жизни императора оказалась француженка Софья Дранше. Она родилась во Франции, но приехал в Петербург вместе со своим отцом, который работал театральным декоратором.
Сразу после выпускного Софья Дранше приглянулась Николаю I и заступила на "почётную" миссию, став его "первой фавориткой", то есть более всех была приближена к императору в тот период. Император так же выдал балерину за артиста, правда её приданное было куда меньше предыдущей особы — три тысячи рублей. Следующие романы Николая I стоили ему и того меньше — около 800 рублей.
«Император Николая I соизволил быть восприемником родившейся у Софьи Дранше дочери и "на восприятие от купели" преподнёс бриллиантовый фермуар. Подобные случаи бывали и раньше, и все отлично знали, что такие подарки означают» М. М. Борисоглебский
Супруг Софьи обо всём знал. Для него не было чем-то зазорным принимать помощь от самого императора, зная, почему государь выказывает такое внимание к его жене и дочери.
А вот балерина Варвара Волкова была "второй фавориткой" Николая I. Вероятно, от почётной должности быть первой она отказалась. Дочь театрального суфлера сразу поняла, что на карьере балерине богатство не заработать. Да и выживать как-то нужно было. При всей своей скромности и набожности, Варвара была цинична и расчетлива.
Император был щедр, и это позволило Варваре вести безбедную жизнь. Вероятно, Николай I даже предлагал ей оставить сцену и преподавать при дворе для княжон, но Варвара отказала. Она понимала, что императорское предложение означало стать первой фавориткой, а у балерины были поклонники и помимо императора.
Я думаю, что жизнь в балетном училище была сложна, хоть нам, современным людям, тяжело представить себя на их месте. Строгие нравы, тренировки, соперничество. Для выживаемости среди свои сокурсниц требовалось проявить внутреннюю силу, не сдаться и не сломаться под их натиском. Некоторые балерины мечтали о покровителях, другие же были бы рады вести тихую жизнь. Что они на самом деле чувствовали нам неизвестно.
Но когда в кармане лишь пару монет, то личное мнение и желание уходили на второй план. Балерины не росли такими безнравственными особами. Многие из них отличались набожностью и кротостью, однако нужда вынуждала их поступиться своими принципами и принять помощь покровителей.
А что касаемо самого императора...Александра Фёдоровна не жаловалась. Николай I был хорошим, учтивым мужем, любил своих детей. Вероятно, императрице было больно, как и любой женщине, признать, что ей придется делить любимого с другими дамами, более молодыми и красивыми.
Мы не знаем, что происходило за закрытыми дверьми их опочивальни. Лишь изредка слухи просачивались сквозь дверные щели, отображаясь в чьих-то мемуарах. Это позволило нам заглянуть в приватную жизнь государей и понять, что они такие же обычные люди. Был ли у Александры Фёдоровны другой выбор? Я думаю, что нет. Начать спорить и ругаться с мужем, это значит не выгодно выставить империю при всём мире и уронить своё достоинство.
Ставьте класс и подписывайтесь на мой канал! Спасибо.