Многие из наших сограждан достаточно двояко воспринимают прошлое нашей страны. А именно, те годы, когда Россия ассоциировалась с коммунистами и, собственно говоря, СССР. Нет, сомнений в том, что Советский Союз был мощнейшей военной машиной в мире, нет ни у кого. Также, он мог похвастаться быстрым ростом экономики после Второй Мировой войны и высоким потенциалом в плане производства. Однако были и такие моменты, которые не хотят вспоминать даже те, кто с теплотой отзывается о прошлом, которое пришлось на жизнь в СССР. В частности, Союз, хоть и считался социалистическим блоком с мощнейшей инфраструктурой, однако не всегда мог удовлетворить потребности и желания своих граждан.
Скажем, было развито сельское хозяйство, но в магазинах был дефицит продуктовых товаров. При огромном количестве фабрик по пошиву одежды и обуви многим приходилось изготавливать себе платья и брюки самостоятельно, а ходить в весьма заурядных ботинках. Ну и, конечно же, страна, которая производила на нужды своей обороны огромное количество бронетехники, вертолетов и артиллерийских самоходных установок, не могла дать гражданам достаточного количества автомобилей для личного пользования.
Можно сказать даже так – автомобильная индустрия и эпоха в СССР начали зарождаться лишь к середине 1960-х годов, да и то, речь идет о Москвичах и Запорожцах, тогда как Волги и Чайки были лишь привилегией партийных чинов и высшего руководства соцблока. Более-менее, в массы автомобили пошли лишь с приходом 70-х – тут и АвтоВАЗ появился, и первые Жигули от него. А еще, АЗЛК, внезапно, вступил с тольяттинским автогигантом в жесткую борьбу и таки, смог ему противопоставить свои новые модели.
Но, как уже было сказано, машин все равно не хватало на все, тогда как рост благосостояния советского народа повысился – за счет растущей экономики и доходности от начала продажи нефти, газа за рубеж. И в этот момент на арену вышли они – мотоциклы.
Именно они стали народной техникой, которая была доступна всем и каждому и на фоне прочей моторизованной техники с двумя колесами особняком стояла чехословацкая Jawa 350. Мотоцикл начал поставляться в СССР в начале 1970-х годов и достаточно быстро завоевал себе популярность у советов. Еще бы, ведь мотоцикл имел эффектный внешний вид, мощный, 26-сильный двухтактный мотор и высокое качество исполнения.
За Явой выстраивались очереди, а их обладателей обожал слабый пол. Но в какой-то момент, советские инженеры решили, что истинно советская техника может быть не хуже чехословацкой и в 1973-м году на рынок вышел ИЖ Планета Спорт.
По своему внешнему виду мотоцикл ничуть не уступал Яве и также, мог похвастаться обилием хромированных деталей, мускулистыми и гармоничными формами, эффектными цветовыми исполнениями панелей. Однако главное преимущество ИЖ Планеты Спорт крылось в технике.
При создании данной модели разработчики вдохновлялись дорожными мотоциклами Ямаха, но при этом еще и успели наладить поставки некоторых деталей из самой Японии. А именно, до 1975-го года Планета Спорт комплектовался карбюратором Микуни, японской светотехникой, электрикой, некоторыми системами двигателя. В результате, по информации из некоторых источников, 350-кубовый двигатель на два такта работы был способен развивать номинальные 38 лошадиных сил мощности. Для того времени это потрясающие цифры и вполне естественно, что при парном старте ИЖ Планета Спорт оставлял далеко позади Яву 350-634, которая была и тяжелей, и менее мощной.
Можно сказать, даже, больше – ИЖ Планета Спорт мог конкурировать и с более именитыми соперниками, но так как, в СССР они представлены не были, то все сравнение шло только с чехословацкой техникой. Мотоцикл получился весьма примечательным и его можно назвать самым настоящим символом преуспевания СССР в 1970-х годах.
Впрочем, триумф Планеты Спорт длился лишь пару лет и после 1975 года советское предприятие решило прекратить установку японского карбюратора на свою модель. Причины – малый объем поставок из Японии. Поэтому срочна была изготовлена отечественная замена. С советским распределителем впрыска бензина двигатель в 350 кубических сантиметров заметно поубавил в отдаче и генерировал на выходе лишь 28 лошадиных сил.
Кроме того, со временем отказались и от прочих иностранных компонентов, что привело не только к ухудшению качества исполнения Планеты Спорт, но и к росту его снаряженной массы. Как итог – динамические характеристики мотоцикла серьезно просели и у Явы ИЖ мог выиграть лишь старт с места, тогда как дальше чехословацкий мотоцикл его догонял и обгонял.
Поэтому, те, кто слышал о легендарной «пушке» начала 1970-х, достаточно быстро разочаровывались в «модифицированном» ее варианте уже к 80-м годам и Ява, вновь, стала мотоциклом-мечтой, можно сказать, идеалом.
Также, хочется отметить, что замена советскими компонентами иностранных коснулась и подвески. Результат – не слишком адекватное поведение ИЖа на высоких скоростях. Грубо говоря, мотоцикл мог легко привставать на заднее колесо и контроль над ним терялся. А еще, неровности он проезжал жестковато и кочки «били» прямо в руль, из-за чего удерживать его было совсем непросто.
Итогом полномасштабной замены на советские комплектующие зарубежных аналогов стало утяжеление ИЖ Планеты Спорт, ухудшение ездовых характеристики. Заодно, резко понизилась и надежность. Но цена лишь росла.
И решение снять мотоцикл с производства было принято к середине 1980-х. Но похоже, этому мало кто расстроился, ибо многие уже положили глаз на Jawa 350-638 12-вольтовку, который был более современным вариацией 634-ки. Впрочем, это уже совсем другая история. Но суть остается в том, что яркая звезда в виде Планеты Спорт быстро угасла, хотя при должном уровне поддержки со сторону государства, мотоцикл имел неплохие шансы на дальнейшее восхождение к лидерству на рынке.
А что вы думаете по поводу этого советского мотоцикла? Пишите в комментариях.