Найти тему

От игр к их разработке: как пробудить интерес к программированию знают в "Кодологии"

Оглавление

О пользе и вреде компьютерных игр написано и сказано много. Но что, если этот неоднозначный феномен может сработать во благо? О том, чем завлечь в айти с юных лет и как изменились нынешние дети, нам рассказал руководитель детского IT-пространства "Кодология" в Северодвинске Денис Корнюхин.

Создают из блоков

Есть такое заблуждение, что нынешние дети чуть ли не с рождения умеют работать с компьютером. Однако миф разбивается о практику: сенсорные гаджеты привели к тому, что восьмилетки, наоборот, совершенно не умеют работать на ПК. Они привыкли водить пальцем по экрану. А к мышке и клавиатуре тянутся уже ребята постарше. Почему? Они начинают играть! Наверное, это не очень хорошо, однако есть шанс переключить детский интерес от примитивного использования компьютера к осмысленным занятиям программированием.

– Мы вовлекаем детей в обучение при помощи игр. Сами разработали курс с использованием популярной у ребят игры Майнкрафт, где можно строить целые миры из блоков, – объясняет Денис Николаевич. – На занятиях они, конечно, не играют, а занимаются программированием. Например, чтобы построить дом, им нужно запрограммировать робота, который сделает это за них. Команды они пишут в специальном тренажере, который импортирует робота в игру. Чтобы было веселее, иногда мы даем возможность творить: сначала они строят дом при помощи робота, а потом в режиме игры украшают постройку. Но только после того, как выполнили задание!

В этом тренажере с реальным кодом ученики пока не работают. Дети собирают программу из готовых блоков, рассказывает собеседник:

– Расхожий пример – язык программирования Scratch, где редактор графический, а не текстовый, как "у взрослых". Его часто можно встретить в кружках по робототехнике. Хотя этот язык создан в Массачусетском технологическом институте: на нём азам программирования обучают и студентов.

Создавать приложения особенно интересно, поскольку дети могут установить их на телефон и поделиться результатом с друзьями. И, кстати, игры, которые создают дети на занятиях, выходят посложнее всем известной «Змейки».

– Это может быть космический корабль, который стреляет по тарелочкам, или, как вариант, белка, выглядывающая из норок, и её нужно поймать. Ребята создают и квесты. Игры они делают для ПК, на смартфон реже: для этого нужно чуть больше знаний. Есть целый курс по мобильной разработке, где они собирают и бытовые вещи: калькулятор, компас, таймер и подобные.

Вперёд, к сложному

В "Кодологии" один курс в учебном процессе длится 2-3 месяца. Это проектная работа: ребятам предложен программный инструмент, в котором нужно создать маленькую компьютерную игру. На занятиях они сразу переходят от теории к практике, чтобы закрепить материал.

– Преимущество коротких курсов в том, что детям не скучно. У нас больше 40 программ для изучения. Они учатся осваивать различный софт: видят разные интерфейсы, нажимают много кнопок. И приобретают навык быстро осваивать новое программное обеспечение. Это им в жизни обязательно пригодится! – уверен Д. Корнюхин.

В 5-6 лет нет смысла давать программирование, поскольку все это сводится к копированию. Дети в этом возрасте еще не могут строить логические цепочки. А вот уже в 12-14 лет ребенок начинает сознательно подходить к решению задач, и можно давать задания посерьезнее.

В момент перехода от простого к сложному ученики начинают отсеиваться. Зачастую дело в том, что дети перегружены: много домашних заданий, спортивные кружки. Хотя в "Кодологии" обязательных домашек нет, всё равно совмещать непросто.

Так, остаются те, кто решительно настроены стать программистами. Они переходят от блочного программирования к написанию кода. Разумеется, постепенно. Сначала собирают программы из блоков. Потом, например, в сервисе PencilCode, переходят в текстовый режим, дополняют программу более сложными командами. Ученики постарше занимаются разработкой в среде Roblox, где применяется объектно-ориентированное программирование.

– Ребята мотивированы по-разному. Есть те, у кого талант: у них все получается сразу и им нравится сам факт, что они достигают результатов. Кому-то важнее общение в классе: у нас атмосфера не такая, как в школе, нет строгой дисциплины. Ребята хорошо общаются между собой. Работа в команде – это особенность профессии айтишника.

Был у Дениса Николаевича и такой случай: детям дали задание построить лабиринт в Майнкрафте. Они долго собирали программу, старались.

– А потом один из них сделал что-то не то и взорвал лабиринт! Все остальные чуть не убили этого парня... Они жутко расстроились, но заново отстраивать уже не стали. Всё-таки проектная работа в группах – это для ребят постарше.

Руководитель отмечает: чтобы понять детей и как с ними выстраивать работу, пришлось изучить педагогику на дополнительных курсах. С пацанами проще, а вот девочек пока в группах немного.

Мыслить самостоятельно

Дома зачастую ребёнок идет по пути меньшего сопротивления и делает то, что проще. Претензии к детям никакой: взрослые грешат тем же – коротают время в тех же играх или соцсетях.

Наши занятия – не волшебная таблетка, которая переключит ребенка с развлечений на серьезную работу, замечает собеседник. Мы скорее механизм отвлечения: просто запрещать чаду зависать у экрана неэффективно, и он будет чувствовать себя некомфортно. На таких занятиях ребёнок снимает внутреннее напряжение: ему не дали поиграть, но зато он сходил в кружок, пообщался с друзьями и сделал игрушку сам, а потом в нее и поиграл.

Портативные гаджеты становятся серьезнейшей проблемой. По наблюдениям Д. Корнюхина, еще пару лет назад дети приходили без телефонов или оставляли их в куртках, а на переменках пили чай и общались. Сейчас они часто наглухо втыкаются в экраны, забывая о происходящем вокруг.

Вместо того, чтоб найти самостоятельное решение, сейчас все ищут ролики-обучалки на YouTube. На любой запрос поисковик сначала выдаст видео, а потом уже какие-то статьи по теме. Хотя, не только дети, даже взрослые, стремятся не прочесть что-то и понять, а скопировать. Вроде ребята умеют читать сейчас с ранних лет, но, как замечают педагоги, они плохо воспринимают печатный текст.

– То есть, например, не могут выполнить задание по инструкции в методичке: ждут, что им покажут, как сделать. Мы стараемся это исправить и включить у детей способность мыслить самостоятельно. Для меня это, не для громкого словца сказано, стало уже не просто каким-то бизнесом. Чувствуешь, что есть какая-то миссия! Если хотя бы у 5-10 детей загорелись глаза, включилось свободное мышление, значит, все не зря,– улыбается Денис Николаевич.

Анна АЛЯСКА