Найти в Дзене

Уйти в айти: об онлайн образовании, стажировке и новой профессии

Дарина Андреева — выпускница северодвинского лицея № 17. В 2014 году, покинув стены школы, она отправилась покорять Петербург и поступила в Ленинградский электротехнический институт, получила специальность «Компьютерная безопасность». Однако стимул продолжить путь в айти и практические знания Дарина обрела уже на онлайн-курсах. Сейчас она занимается веб-разработкой в международной компании. С чего началось увлечение информатикой и почему важно быть не только хорошим программистом, но и человеком — об этом наш разговор. Ох уж этот С++ С программированием Дарина познакомилась ещё в школе. И поначалу уроки информатики давались с трудом: — Я с компьютером не дружила. Но в старших классах поменялся учитель информатики: я попала в группу к известному в городе Александру Анатольевичу Паршеву. С ним занятия стали интересными, у меня начало получаться. Мы писали программки на простом языке Pascal. Учитель понятно и легко объяснял материал, давал нам свободу мыслить самостоятельно. Он смог доне
Оглавление

Дарина Андреева — выпускница северодвинского лицея № 17. В 2014 году, покинув стены школы, она отправилась покорять Петербург и поступила в Ленинградский электротехнический институт, получила специальность «Компьютерная безопасность». Однако стимул продолжить путь в айти и практические знания Дарина обрела уже на онлайн-курсах. Сейчас она занимается веб-разработкой в международной компании. С чего началось увлечение информатикой и почему важно быть не только хорошим программистом, но и человеком — об этом наш разговор.

Ох уж этот С++

С программированием Дарина познакомилась ещё в школе. И поначалу уроки информатики давались с трудом:

— Я с компьютером не дружила. Но в старших классах поменялся учитель информатики: я попала в группу к известному в городе Александру Анатольевичу Паршеву. С ним занятия стали интересными, у меня начало получаться. Мы писали программки на простом языке Pascal. Учитель понятно и легко объяснял материал, давал нам свободу мыслить самостоятельно. Он смог донести понятным языком вещи, которые я ранее не понимала.

Тогда Дарина решила: будет сдавать ЕГЭ и по информатике. К слову, это был единственный экзамен, к которому она готовилась без дополнительных занятий и репетиторов. С Александром Анатольевичем лицеисты во время уроков разбирали задания ЕГЭ.

Вдохновение, с которым Дарина вышла из лицея, в университете вскоре угасло. Там первокурсники с простенького паскаля перешли сразу на сложнейший язык программирования С++. Трудно было настолько, что собеседница признается: были мысли уйти из этой сферы и никогда в нее не возвращаться.

— Теорию и практику у нас вели разные преподаватели. И знаний, которые нам давал теоретик, не хватало, чтобы выполнять лабораторные работы. К тому же, тогда я считала, что программист — только тот, кто знает этот базовый язык, на нём же строятся многие другие. А у меня не получалось изучать С++ в одиночку: я почти сразу начала работать и зачастую приходилось пропускать пары, — вспоминает Дарина. — Но начать можно с чего попроще, например, с Python или С#.

Ищите стажировку

Были и другие пары, где в рамках курсовой работы учащиеся создавали сайт.

— Тогда я впервые попробовала написать код на HTML и CSS. Это была статичная верстка, суперлегкая! Мне показалось это интересным, но почему-то я прошла мимо. А мой друг, наоборот, серьёзно увлекся и продолжил изучение уже на курсах. Он прошёл базовый и продвинутый, развивался и вскоре начал искать работу. Он показал мне свои сайты, рассказал о возможностях в этой сфере. И самое главное — дал понять, что всему можно научиться, если есть желание, — говорит Д. Андреева.

Дарина пошла по тому же пути и на третьем курсе занялась онлайн-образованием. Лекции можно было смотреть в любое время, а дэдлайны мотивировали отрабатывать материал качественно и в срок. Работы оценивали наставники. В таком режиме девушка изучила основы HTML, CSS, Javascript:

— Конечно, многое было поверхностно. Поначалу я научилась разбираться в чужом коде, могла работать с ним: изменять или добавлять своё. Для питерского рынка знаний мне не хватало ввиду отсутствия опыта. Следующий год я работала репетитором по математике и информатике. Свободного времени было не так много, но я продолжала изучать новое и искала возможности в веб-разработке.

Таковой для Дарины стала первая стажировка. Одна компания набрала новичков, как раз тех, кто хочет войти в айти. Желающих было много, каждый из пяти человек в собравшейся команде прошел через три собеседования.

— Люди пришли из разных сфер: бывший ветеринар, заводчанин, продавец из автосалона, юрист. Мы стажировались 3-4 месяца. Я научилась гораздо большему, чем за последнюю пару лет, взяла за короткий срок максимум. У нас была полная свобода действий: мы сами определяли сложность задач, строили совместную работу. По итогам тестового задания меня взяли, остальные получили отказ. Может, повезло, может, больше усилий приложила.

Быть хорошим человеком

В этой компании Дарина проработала до пандемии, и вскоре для неё начался новый этап. Как отмечает собеседница, в мире айти менять работу и искать возможности для роста — это обычное дело:

— Часто бывает так, что человека всё устраивает: зарплата, коллектив. Однако как специалист на этом месте он достиг потолка, стало скучно. Тогда приходит время искать что-то новое. Я поменяла работу по другим причинам, но всё равно уровень компании стал выше.

Из-за коронавируса Дарине пришлось вливаться в коллектив на удалёнке. Но страх длился недолго: все ребята в её команде — ровесники, они легко нашли общий язык.

В ходе жёсткого отбора у кандидатов оценивают не только технические знания, но и так называемые softskills. Для айти компаний важно, чтобы ты был не только хорошим специалистом, а, прежде всего, хорошим человеком. Ценятся такие качества, как обучаемость, коммуникабельность, ответственность.

Работая на удалёнке, специалисты общаются в Zoom. Для решения каждодневных задач нужно только комфортное место и стабильный интернет. Вроде просто, но есть минус: всего три шага в день...

— Чтобы не засиживаться, есть варианты, например, онлайн-йога. Поддерживает сотрудников и компания. Летом у нас проходил марафон: каждый работник включал трекер активности и занимался ходьбой, бегом, плаванием, катался на велосипеде. Система даёт за время тренировки очки. Те, кто набрал больше всех, получили ценные призы, — рассказывает Дарина.

Во многих айти-компаниях рабочий процесс построен по методологии SCRUM. Каждая команда планирует спринты — небольшие отрезки времени, за которые нужно выполнить определённый набор задач.

— Все люди по своей природе прокрастинаторы. Если проект должен завершиться через полгода, то им займутся в лучшем случае за неделю до сдачи. Спринты помогают работать эффективно и, достигая промежуточных целей, мы в итоге выполняем полный объём работ. После каждого спринта мы проводим спринт-ревью, где показываем, что успели сделать. Есть у нас и формат встречи «ретро»: там мы делимся впечатлениями от проделанной работы, — объясняет собеседница. — Все задачи обсуждаются перед спринтом. Никого не оставят наедине с проблемой.

Мир айти расширяется стремительно. Кто-то скажет, что программистов уже как собак нерезаных, и конкуренция высока. Однако ситуация как в среде юристов: их много, но грамотных надо поискать.

— Замечаю, что компании всегда находятся в поиске новых кадров. И речь не только о программистах: в айти приходят дизайнерами, тестировщиками, эйчарами. Важно помнить о том, что специалистам в этой сфере нужно постоянно обновлять знания, чтобы быть востребованными, — поделилась наблюдениями Дарина.

Как считает собеседница, самое главное для успеха — это искренне любить то, чем занимаешься. И не поспоришь!

Анна АЛЯСКА