Формирование новых общественных отношений в современной России, сопровождается появлением различных новых религиозных организаций преимущественно зарубежного происхождения. К сожалению, в обществе не сформирована четкая позиция в отношении новых религиозных культов и движений, что в свою очередь может привести к негативным социально-политическим последствиям. Нельзя не учитывать использование религиозного фактора в политических целях, что зачастую приводит к религиозному экстремизму и его крайнему проявлению - религиозному терроризму.
Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что Российская Федерация впервые за всю историю существования столкнулась с острой проблемой распространения на ее территории различных новых религиозных движений и учений.
Действующий с 1997 года Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» оказался не в состоянии осуществлять своеобразную фильтрацию деструктивных объединений, групп, движений и учений от тех которые не используют в своей деятельности контроль над сознанием, изоляцию и порабощение воли своих последователей.
В нормативно правовой базе РФ первым и главенствующим документом, регулирующим отношения в сфере свободы совести и вероисповедания, является Конституция РФ, а второстепенный и единственный нормативный акт это ФЗ «О свободе совести и религиозных организациях» от 26 сентября 1997 года.
В частности, в статье 28 Конституции РФ прямо закреплено право граждан на свободу совести и вероисповедания: «Каждому гарантируется свобода совести вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать ни какой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», данная статья является следствием закрепления в статье 14 Конституции РФ, России как светского государства, где ни какая религия не может быть закреплена в качестве государственной или обязательной, а также где религиозные организации отделены от государства и равны перед законом.
В настоящее время основным нормативно правовым актом, регулирующим отношения в сфере свободы совести и вероисповедания, и указывающий правовое положение религиозных объединений является ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года.
Первым из видов религиозных объединений предлагаю рассмотреть религиозную группу.
Религиозная группа это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В случае если лица собираются преобразовать религиозную группу им необходимо уведомить об этом органы местного самоуправления.
Вторым видом религиозного объединения является религиозная организация.
Религиозная организация представляет собой добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
По территориальному признаку делятся на местные и централизованные. Централизованными религиозными организациями считаются объединения, состоящие из трех и более местных религиозных организаций, действующие на территории Российской Федерации на законных основаниях.
Законом «О свободе совести и религиозных объединениях» предусмотрены основания, при которых религиозные организации или религиозные группы могут быть ликвидированы либо их деятельность может быть запрещена в судебном порядке, а это:
– нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
– действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
– принуждение к разрушению семьи;
– посягательство на личность, права и свободы граждан;
– нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
– склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
– воспрепятствование получению обязательного образования;
– принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
– воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения или применения насильственного
– воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
– побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.(ч2 ст. 14).
Перейдем к понятию о деструктивных религиозных организациях.
Свобода совести в современном демократическом государстве является неотъемлемым правом человека, а это значит, что необходимо создать нормативную базу, которая обеспечит религиозную свободу и урегулирует данный вид отношений.
В течение последних 2-3 десятилетий в России как вновь открытому для религии государству появились многочисленные религиозные движения и учения. Все они относятся к новым религиозным объединениям, резко противопоставляющим себя традиционным религиозным учениям. На сегодняшний день общепризнанная типология новых религиозных течений отсутствует.
При пристальном изучении деятельности новых религиозных объединений во многих из них можно выявить признаки о замаскированной антисоциальной и антиправовой направленности, представляющей угрозу личности, обществу и государству. Такие религиозные объединения получили название «тоталитарная секта».
Понятие «тоталитарная секта» в отечественном законодательстве не закреплено. Однако исследователи проблемы сектантства предлагают следующие определения:
- это религиозная организация с жесткой структурой, имеющей обожествленного лидера или верхушку, применяющие методы по кодированию сознания своих членов и удерживанию их, жестко регламентирующие все аспекты их жизни, использующую обманные методы при вербовке;
- это группа или организация, которая использует крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, прямо осуществляющая тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы.
- это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов.
Сложившаяся в 90-х годах 20 века ситуация, связанная с резким наполнением России новыми религиозными движениями и учениями потребовала от нее в кротчайшие сроки создать нормативно правовую базу регулирующую правоотношения в религиозной сфере, в результате спешки эта нормативная база оказалась далеко не совершенной, предлагаю рассмотреть имеющиеся недочеты.
Согласно статье 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная группа вправе осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и правоспособности юридического лица, то есть деятельность религиозных объединений, которые строят свою деятельность изначально на радикально-экстремисткой платформе никак не регулируется со стороны государства.
Действующий ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года не эффективно справляется со своими функциями, по регулированию правоотношений в области прав человека и гражданина, на свободу совести и вероисповедания. Причина этому, прежде всего отсутствие в ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» понятия деструктивная религиозная организация (культ, объединение), а в постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» от 3 июня 1998г № 565, в пункте третьем закреплены только две задачи проведения религиоведческой экспертизы, необходимой для выявления признаков нарушения законодательства, в частности:
- определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;
- проверка и оценка достоверности сведений содержащихся в представленных религиозной организацией материалах относительно основ ее вероучения;
Вследствие чего после принятия данного закона государственную регистрацию прошли многие из крупных тоталитарных сект, получив статус юридического лица и по сути теперь ничем не отличаются от Русской Православной Церкви.
Следующая причина неэффективной работы законодательства, это отсутствие в законе понятия контроля над сознанием. А именно этот фактор сказывается на волеизлиянии последователей деструктивных религиозных организаций, со стороны закона мы не в силах что-либо предпринять в этом случае, так как жалоб со стороны граждан не поступает. Они не осознают того, что находятся под чьи-то влиянием и считают, что делают все по собственной воле и в случае, вмешательства органов власти считают свои права нарушенными.
Законодательство Российской Федерации попыталось пресечь данную ситуацию. В концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится, что обеспечение национальной безопасности включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
В законе указаны следующие основания вмешательства в деятельность религиозных организаций:
– принуждение к разрушению семьи;
– воспрепятствование в получении обязательного образования;
– принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц и отчуждению, принадлежащему им имущества в пользу религиозного объединения;
– побуждение граждан к отказу исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий;
– посягательство на личность, права и свободы;
Однако мы можем видеть полную неэффективность этих мер, оснований, для борьбы с такими религиозными группами и организациями, так как на практике доказать все это очень сложно можно даже сказать невозможно. Все дело в том, что никто не принуждает своих последователей к разрушению семьи или передачи имущества, никто не склоняет их к самоубийству, и никто из таких людей не скажет, что их заставили, сама религиозная группа не выходит за рамки закона.
Также согласно статье 7 закона «О свободе совести и религиозных организациях» указанно, что религиозные группы могут действовать без уведомления органов местного самоуправления или каких-либо других органов государственной власти. Из этого следует, что мы получаем множество религиозных групп с неизвестной идеологией, неизвестными целями деятельности, о которых государство даже не знает и, следовательно, на них не распространяется данный закон. И мы не способны сделать что-либо с данными группами.
Из-за не совершенства закона создается правовой вакуум вследствие чего данные деструктивные религиозные организации продолжают очень быстро распространятся среди населения нашей страны.
Главным недостатком рассматриваемого Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» является отсутствие эффективного механизма защиты граждан от недобросовестных, а порой и преступных религиозных организаций отсутствие законе, прежде всего понятия контроля над сознанием со стороны лидера и как следствие, эффективных методов правого воздействия на них со стороны правоохранительных органов и иных органов государственной власти.
Весь этот неконтролируемый поток может дать вскоре массу негативных общественных явлений.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993
2. ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 24.09.1997
3. Концепция национальной безопасности РФ
4.Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» от 3 июня 1998г № 565
5. Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц»