"Марксизм, - писал философ Николай Бердяев, - более сложное явление, чем обыкновенно думают". Однако что при имел в виду крупнейший русский мыслитель? И в чём увидел он важнейшую тайну этого учения? Узнаем об этом прямо сейчас.
Рожденный немецким идеализмом
Как социальный мыслитель, Маркс вышел из недр немецкого идеализма начала 19 века, в котором господствовали идеи Фихте и Гегеля. Маркс был пропитан их философией. Особенно это чувствуется в его ранних трудах. Марксистская доктрина старается выглядеть как последовательная система социологического детерминизма. В согласии с ней, всё в жизни общества определяется экономикой, включая его строение, идеологию, культуру, религию, философию, мораль и искусство.
"Экономика есть базис, идеология есть надстройка. ... В человеке мыслит и творит не он сам, а социальный класс, к которому он принадлежит, он мыслит и творит, как дворянин, крупный буржуа, мелкий буржуа или пролетарий. Человек не может освободиться от определяющей его экономики, он лишь её отражает".
Такова, заключает Бердяев, одна сторона марксизма. Но есть в нём и другая.
Обратная сторона медали
То, что экономика влияет на идеологию, придумал не Маркс. Он просто увидел это в капиталистической Европе. Но Маркс "обобщил это и придал этому универсальный характер". Его ошибка, указывает русский философ, "заключалась в универсализации частного". То, что было характерно для капиталистического общества первой половины 19 века, Маркс " признал основой всего общества". При этом создатель "научного коммунизма" "многое открыл в капиталистическом обществе и много верного сказал о нём", Бердяев это признаёт.
Загадка экономического детерминизма Карла Маркса
В основу своего учения Маркс положил теорию экономического детерминизма. С этим мы уже разобрались. Но, как пишет Бердяев, этот детерминизм носит у него "совсем особый характер". С его помощью Маркс, как бы, разоблачает иллюзию сознания. В чём она заключается? И чья это иллюзия?
Ответ на последний вопрос очевиден - ведь социальный класс, за которым Маркс видит будущее, это пролетариат. Теперь вернёмся к первому вопросу. Согласно Марксу, марксизм должен выводить идеологию и духовную культуру из экономики, но, как подмечает Бердяев, на самом деле он делает это "через посредство классовой психологи, т. е. в социологическом детерминизме марксизма есть психологическое звено". Это, по мнению Бердяева, "наиболее слабая сторона марксизма". Далее он объясняет, о чём идёт речь:
"Марксизм есть учение не только исторического или экономического материализма о полной зависимости человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе человека над иррациональными силами природы и общества".
Душа марксизма или новый Израиль
"Душа марксизма, - резюмирует Бердяев, - тут, а не в экономическом детерминизме". Определимость человека экономикой на самом деле относится Марксом к капиталистическому прошлому, а в будущем общество будет свободно от этого "греха". В будущем найдётся активный деятель, который освободит трудящиеся массы от рабства, создаст для них лучшую жизнь, и это будет рабочий класс. Марксизм приписывает ему "мессианские свойства, на него переносятся свойства избранного народа Божьего, он новый Израиль".
Источник революционной энергии
Итак, если внимательно приглядеться к "научному марксизму", как сделал это Бердяев, на поверку оказывается, что смысл учения Маркса состоит в "секуляризации древне-еврейского мессианского сознания", в превращении его в рычаг, с помощью которого "будет перевёрнут мир".
"И тут, - заключает Бердяев, - материализм Маркса оборачивается крайним идеализмом". Веру в человека, т.е. в его дух, Маркс получил от немецкого идеализма. Но дух не соединим с материализмом.
"Только эта сторона марксизма могла внушить энтузиазм и вызвать революционную энергию. Экономический детерминизм принижает человека, возвышает его лишь вера в активность человека, которая может совершить чудесное перерождение общества".
P.S.
Впервые на русском языке книга Н. Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма", на которую мы опирались, вышла в Париже в 1955 году. В СССР она появилась в издательстве "Наука" в 1990 году. Вскоре произошёл развал Советского Союза. Общество было взбудоражено переменами, и очень и очень многие обратили свои взоры к коммунистам, ожидая от них чуда.
Если бы они читали Бердяева, то могли бы понять, что, как минимум, в теории марксистам нечего предложить народу, кроме очищенного от религии мессианского сознания - мол, дайте нам власть, и мы приведём вас... сами не знаем куда.
А что вы думаете по этому поводу? Высказывайте мнения в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках, обнаруженных в тексте, пишите автору