Найти тему

Ленинградская область. Маяк Стирсудден

В этом году мы хотели поездить по северному побережью Финского залива и посмотреть на многочисленные бухты, храм в Озерках с удивительной иконой, крепость Трогзунд (будет рассказа в следующих выпусках), насладиться видами и пейзажами северного побережья. Да что говорить - чуть поодаль Зеленогорска и виды совершенно другие! Как будто в другом регионе, а не в нашей Ленинградской области.

И конечно же, в наших планах было посмотреть на знаменитый маяк Стирсудден.

Мимо него сложно проехать - расположен на шоссе, только вот, нужно быть внимательным , так как он скрыт высокими соснами и расположен сразу за поворотом.

Он отличается от более известного, Шепелевского, расположенного на противоположном берегу моря. Во-первых, расположен на высоком берегу, но все же, не на самом берегу, а чуть в глубине, через Приморское шоссе. И несмотря на то, что он скрыт высокими деревьями, с моря, с залива, он очень хорошо виден.

Маяк действующий и попасть не просто, ведь он обеспечивает безопасность навигации в заливе от Петербурга до Финляндии и Эстонии Ну и что говорить, подняться тоже почти нереальная задача. Но у нас и не было такой цели!

Потребность построить маяк возникла давно - надо сказать, что Финский залив хоть и называют Маркизовой лужей, но именно в том месте, на мысу Стирсудден (в переводе указующий мыс), акватория сложная. Там множество отмелей, банок и вход в пролив Бьеркезунд. И возможно, ранее люди жгли костры или каким-то другим способом указывали морякам дорогу. Ведь в 1719 году адмирал Крюйс писал Петру 1, что: "... на Выборгской стороне у мыса Стирсудден начали класть огонь и во всю ночь горит".

-2

В 1805 году на месте современного маяка Стирсудден было принято решение построить неосвещаемую башню. Но только лишь 10 лет спустя, на возвышении поставили деревянный знак в виде усеченной пирамиды высотой 10 метров.

Надежный ориентир нужен был судам с тем, чтобы они не садились на мель в этом коварном месте. Об этом просили не только русские мореплаватели, но и иностранные. Но так как в то время территория принадлежала Великому княжеству Финляндия, то считалось, что и маяк должен быть построен за счет финнов. Но они не спешили с финансированием. И поблагодарить за маяк мы должны барона барон Б. В. Врангеля, который в то время был директором маяков Балтийского моря. Надо сказать, что барон был выдающимся моряком, к сожалению, маяк не увидел, так как умер в 1872 году. Он и подготовил проект маяка, не дожидаясь решения по своему прошению о строительстве.

И вот в 1872 году по приказу адмирала флота, Великого князя Константина, был построен стационарный объект - маяк Стирсудден, ранее его называли "стурсудденская банка". 23 июля 1873 года маяка начал действовать!

Но тот исторический маяк не уцелел, он был взорван во время советско-финской войны в 1940 году и то, что мы видим сейчас - это восстановленный маяк во времена СССР.

А тот, исторический, он представлял собой башню белого цвета, высотой 15 метров и был единым целым с караульным домом. Кирпич привозили морем из Эстонии и строили эстонские рабочие. Первым начальником маяка был Отто Вильгельм фон Люде, после его смерти должность перешла к зятю.

Светооптический фонарь был закуплен в Англии на заводе братьев Чанс, расположен на высоте 13,8 метров и 35 метров от уровня моря и освещал на расстояние до 10 миль.

Около маяка похоронены 9 моряков, подорвавшегося на мине в 1919 г английского военного корабля.

-3

В нынешнем виде, как я уже писала выше, маяк введен в действие в 1955году. Высота сооружения - 28 метров, высота над уровнем моря - 48 метров

Подписывайтесь на мой канал: https://zen.yandex.ru/id/5d59af2b027a1500ae2d323b