Выставкой «Дней Александровых прекрасное начало» экспозиционно-выставочный отдел Бородинского музея завершает свою деятельность в текущем году и начинает готовиться к следующему юбилейному году.
Выставка приурочена к 220-летию воцарения императора Александра Первого. 12 (24) марта 1801 года он взошел на русский престол, а 15 (27) сентября того же 1801-го состоялось священнокоронование нового императора в Успенском соборе Московского Кремля. За этим событием наблюдало огромное количество людей: «Все царедворцы и все помещики Московской губернии, жители Петербурга и дворяне из отдаленных провинций в августе стали съезжаться на коронацию. Никогда еще такого стечения не было, и с 1 сентября Москва совершенно закипела многолюдством и веселием». Общество искренне приветствовало приход к власти молодого, красивого и либерально настроенного императора. «Дней Александровых прекрасное начало» было отмечено всеобщим оптимизмом.
Лаконичный формат выставки не позволяет подробно представить умеренно-либеральные реформы, которые Александр I провел в начале своего царствования. Не показан здесь и круг «молодых друзей» государя – его сподвижников.
Выставка носит характер скорее семейный, нежели государственный.
Основное внимание акцентировано на живописных портретах самого Александра, его отца императора Павла I и его царственной бабушки императрицы Екатерины II.
Два последних портрета недавно были возвращены в музейные фонды из реставрации. В ходе проведенных реставрационных работ удалось утвердиться во мнении, что портрет императора Павла I был выполнен еще при его жизни. Он относится к распространенному иконографическому «типу Вуаля». Местонахождение оригинального портрета 1789 года французского мастера Жана-Луи Вуаля – любимого портретиста великого князя и будущего императора Павла Петровича, неизвестно.
Портрет императрицы Екатерины II в шугае и кокошнике написан неизвестным художником по несохранившемуся оригиналу придворного живописца датского происхождения Вигилиуса Эриксена. Возможно, заказывая портрет, государыня лишний раз хотела подчеркнуть свою приверженность русским обычаям. Согласно иконографическим и технико-технологическим исследованиям портрет был выполнен в конце XVIII века. Следовательно, его можно отнести к одной из первых живописных копий, хранящихся в российских и зарубежных музейных и частных собраниях.
Два документа конца XVIII века представляют не меньший интерес. С составом Августейшей семьи Павла I знакомит «Форма провозглашения о здравии императорской фамилии на Богослужении», датированная 1798 годом. Более ранняя дата – 1793 год – указана на «Манифесте об обручении великого князя Александра Павловича со светлейшей принцессой Баденской», подписанном Екатериной II.
Рельефный портрет высоконареченной царской невесты, уже в статусе императрицы Елизаветы Алексеевны, украшает изумительную чайную пару, изготовленную на «Императорском фарфоровом заводе» в Санкт-Петербурге в 1810-е годы. На чашке изображен бисквитный профильный портрет императрицы, для которого в качестве образца был взят мраморный оригинал известного французского скульптора Луи-Мари Гишара (1808 г.) – академика Санкт-Петербургской Академии художеств. Стоит сказать, что Елизавета Алексеевна была признана одной из самых красивых женщин эпохи. Помимо природной красоты, супруге Александра I были присущи и многие другие добродетели, благодаря чему она была так любима своими подданными.
Написанная высокопарным слогом «Ода на бракосочетание Его Императорского Высочества Великого князя Александра Павловича» и две «Оды…», составленные по случаю новоизданных манифестов и первого посещения Александром Первым «Императором и Самодержцем Всероссийским» Правительствующего Сената передают атмосферу торжественности и ликования, сопровождавшую начало царствования молодого монарха.
Иллюстративную канву выставки составляют небольшие графические листы с видами двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга первой половины XIX столетия. Авторство двух из оригинальных рисунков, гравированных позже, принадлежит Альфреду Джорджу Виккерсу – британскому художнику, пейзажисту и маринисту. Рисунки были выполнены с натуры во время путешествия художника по северу Европы и Российской империи в 1827–1829 годы. Две другие гравюры принадлежат известному французскому литографу, граверу, дизайнеру и издателю Августину Франсуа Леметру.
Половина представленных на выставке музейных предметов экспонируется впервые, что отмечено в сопроводительных текстах. Кроме того, данная выставка – это своеобразный отчет о реставрационных работах, которые вел музей на протяжении последних двух лет.