После 20-х годов прошлого века многие хутора на Кубани канули в Лету вслед за своими раскулаченными хозяевами, либо были заселены людями идущими в ногу с социалистическим будущим и поменяли свои названия в угоду политике.
По прошествии века полного классовой и политической борьбы так отрадно встречать на Кубани хутора сохранившие свои старинные наименования, данные им по фамилии основателя.
Сегодня я попала в один из них. Это хутор Воробьёв в Абинском районе Краснодарского края. Образованный в начале прошлого века хутор территориально не изменился. Всё его три улочки на месте. Только деревьев стало больше, а домов меньше.
Некоторые участки выглядят как небольшой лес, без всякого намёка на то, что когда-то здесь был дом, надворные постройки, сад.
Да и жителей сильно поубавилось. Детей на улицах не видно. Лишь старики, да предпенсионеры управляются по хозяйству, греются в тёплых лучах низкого солнышка.
"Стоял ноябрь уж у двора" сокрушался великий русский поэт и описывал печальную картину, присущую предзимним пейзажам Центральной России.
А у нас на Кубани в это время ещё цветут розы и хризантемы, висят на ветвях яблоки и айва, зеленеет травка, радуясь влаге и прохладе.
Сохнет в стогах душистая трава, да золотое сено. Запасаются кормами на зиму фермеры и жители хутора. Хотя какая у нас зима. Корову можно пускать на выпас даже зимой, когда нет снега. А снега у нас не будет до января уж точно.
В хуторе без скотины и птицы не проживёшь. Все держат живность и для себя и на продажу.
Местные фермеры обрабатывают гектары земли. Собранное зерно продают. В их хозяйстве до сих пор служит верой и правдой Белорусский конёк-горбунок.
В Воробьёве нет совершенно никакой инфраструктуры. Почта, магазин, школа, медпункт находятся в полутора километрах, в соседнем хуторе Первомайском.
Общественный транспорт сюда не ходит. Все пользуются велосипедами, автомобилями и раритетными мотоциклами.
Магистральный газ отсутствует. На зиму надо запастись двумя машинами дров, чтобы протопить небольшую хатку. Мягкость кубанских зим означает лишь тёплое солнышко днём, которое лучами топит снег, да короткий период, когда мороз сковывает землю и воду.
Зато ночной холод, промозглость дождливых дней, туманная сырость всегда в наличии. И как приятно в такие дни сидеть в сухом доме греясь у бока доброй печурки.
А какие замечательные домики в Воробьёве. Беленькие, с деревянными фронтонами затейливо отделанными рейкой, окрашенными в жизнерадостные цвета.
Жаль, что не все они жилые. Покинутые хатки вызывают печаль и мысли о том, что через пару десятков лет хуторок может раствориться во времени.
Хотя хочется верить, что такого не произойдёт и появятся энтузиасты, желающие возродить поселение.