Предлагаю вам сегодня прогуляться в окрестностях улицы Покровка. Заглянем в переулки и дворы, увидим каменные палаты 17 века, дом, где жила прототип Лары в романе "Доктор Живаго", барочный дворец, готический замок, «старые сады» Василия III и другие достопримечательности вне красной линии улицы
Наш маршрут по покровским дворикам и переулкам начинается в небольшом, но уютном парке "Горка" (Большой Спасоглинищевский переулок).
В трехуровневом парке, разбитом несколько лет назад на месте пустыря и стихийной парковки, расположена "Стена плача", уменьшенная копия святыни, находящейся в Иерусалиме, а также смотровая площадка.
Насладившись видами исторической застройки со смотровой площадки, по Петроверигскому переулку идем к следующей точке маршрута - дому с галдарейками (Покровка, 4).
Дом с галдарейками или «Дом купца Василия Сиротинина» один из немногих сохранившихся домов с внешними открытыми галереями в Москве.
И хотя раньше подобные дома были не редкостью в столице (все Зарядье было застроено домами с галдарейками), сейчас это редкий артефакт.
Возвращаемся через калитку на Покровку, переходим дорогу и направляемся в Сверчков переулок, где спрятаны каменные палаты допетровских времен.
По пути обратим внимание на дом Кооператива «Военный строитель» (Покровка 7/9 -11). В этом доме, в квартире №18, жила последняя любовь Бориса Пастернака, Ольга Ивинская, которая выступила прототипом Лары из "Доктора Живаго".
Подключаем воображение и представляем, как с балкона шестого этажа, высматривает Ольга идущего к ней по улице писателя.
Вот мы у цели - перед нами каменные палаты Сверчкова (Сверчков переулок 8, стр. 3), построенные в последней четверти XVII века на фундаменте более ранних белокаменных палат.
Ивану Сверчкову и трем его сыновьям принадлежала обширная усадьба с садом и прудом. Со временем пруд был засыпан и на его месте теперь стоит школа.
Палаты интересны своими деталями. Видите ребристую кладку? Она указывает на то, что раньше к дому примыкало высокое красное крыльцо.
Обратим внимание на арку входа - в ней расположен прямоугольный киот, в который ставилась икона.
Справа видна лоджия - с неё по традиции хозяин палат приветствовал своих приближённых в дни праздников.
Интересно, что до революции Сверчков переулок носил название Малого Успенского. Современное название ему было дано только в 1922 году
И снова возвращаемся на Покровку, переходим дорогу и сворачиваем в Колпачный переулок, в котором находятся сразу несколько интересующих нас достопримечательностей.
Для начала подойдем к дому №3, стр. 2 - это палаты Тверитинова
Крайне примечательна личность Дмитрия Тверитинова, второму владельцу палат, по имени которого они вошли в историю.
Настоящая его фамилия была Дерюшкин. Был он стрельцом, перебравшимся в Москву из Твери, отсюда и вторая фамилия. В столице Тверитинов познакомился с обитателями Немецкой слободы, работал в аптеке Иоганна Грегори. Постепенно он приобрел известность и капитал как лекарь, что позволило ему купить старинные палаты в Колпачном переулке. Тверитинов был религиозным вольнодумцем и основал религиозный кружок, близкий к лютеранству. Как пишет С. Романюк "православные фанатики не дремали, занялись преследованием свободомыслящих, настояли на арестах и пытках и в лучших традициях борьбы православной церкви со свободомыслием сожгли одного из последователей Тверитинова на Красной площади. Тверитинова же спас сам Петр, и он уцелел. Тверитинов жил в этих палатах до кончины в 1741 году"
Рядом с палатами Тверитинова находится еще одно примечательное здание - городская усадьба барона А. Кнопа (Колпачный переулок, 5).
Особняк в стилистике английского замка был построен в 1900 году для Андрея (Иоганна-Андреаса) Кнопа, сына фабриканта Льва (Людвига) Кнопа, одного из самых успешных предпринимателей 19 века.
Начиная с 1846 г. контора Льва Кнопа занималась поставкой английских текстильных машин для российских фабрик. Дело было организовано так широко, что в Англии несколько машиностроительных заводов работало исключительно на русский рынок. Кноп со временем стал монополистом на русском хлопковом и текстильном рынках. Тогда ходила даже поговорка: «Что ни церковь – то поп, что ни фабрика – то Кноп»// С. Романюк
Кстати, рядом с особняком Кнопа стоит еще один дом, принадлежащий Кнопам (Колпачный переулок, 7), а именно младшему сыну Льва Герасимовича, Теодору.
На другой стороне Колпачного переулка находятся еще два интереснейших здания.
Первое - дворец Долгоруких (Колпачный переулок 6, стр.2), спрятанный в недрах дворов. Сейчас, подпираемый старыми пятиэтажками с уродливыми внешними лифтами, он несколько утратил свою грандиозность.
Каждый раз, когда я вижу эту великолепную в прошлом постройку, мне вспоминается Анна Ахматова. Как описывали ее современники, она, будучи уже пожилой женщиной, в затасканном старом халате, все равно выглядела статной гранд дамой. Внутренне благородство выше невзрачной внешней атрибутики.
Этот дворец, он такой же. Несмотря на плохое обращение, он все равно красив, пусть и не так величественен как в былые года. Сколько событий он повидал на своем веку! Сколько тайн и секретов он хранит!
То здание, которое мы видим сегодня, построено в 1764 году. Его владелец, князь Долгоруких, поручил архитектору создать особняк в стиле пышного елизаветинского барокко. Перед новым домом был построен парадный двор, широкая въездная аллея вела от него к улице, а по обе стороны аллеи были разбиты сады.
Дворец стоит на гораздо более древних белокаменных подклетах 16 века.
От дворца Долгоруких идем к следующей точке маршрута - к каменным палатам, признанными одним из древнейших памятников московского зодчества.
Палаты Мазепы (Колпачный переулок, 10) - старинные палаты из тесаного кирпича с барочным декором конца XVII века. Первый этаж возведён на основе палат 16 века, а второй этаж был возведен во второй половине 17 столетия.
Палаты названы по имени гетмана Мазепы. По легенде он останавливался в них, когда приезжал в Москву. Но на самом деле связь палат с гетманом носит бездоказательный характер😊 Что известно достоверно - в петровские времена палаты были частью владения Абрама Лопухина, брата царицы Евдокии Федоровны, первой жены царя Петра I.
Раз мы зашли во двор Евангелическо-лютеранской церки, то, конечно, стоит уделить внимание Собору Петра и Павла (Старосадский переулок, дом 7/10, строение 10).
В 1817 году бывшее владение Лопухина, погоревшее в пожаре 1812 года, было куплено за 33 тысячи рублей для лютеранской Петропавловской церкви.
Прусский король Фридрих-Вильгельм III, кронпринц Вильгельм (будущий германский император), а также герцог Мекленбург-Стрелиц в сопровождении московского генерал-губернатора положили закладные камни 13 июня 1818 г.; в следующем году бывший дворянский особняк был переделан, и в церкви началась служба (освящение состоялось 18 августа 1819 г.). В ней в мае 1843 г. выступил Ф. Лист с благотворительным концертом и «доставил обильный сбор» для сирот, воспитывавшихся лютеранским приходом. Это было единственное публичное выступление знаменитого пианиста с игрой на органе// С. Романюк
К ХХ в. приход лютеранской церкви насчитывал более 17 тысяч прихожан и на месте старого здания в 1903 году началось строительство новой церкви, по проекту архитектора В.А. Коссова.
Ну а мы с вами идем дальше, вниз по Колпачному переулку к следующей точке маршрута - Морозовскому саду ( пересечение Большого Трехсвятительского, Хохловского и Подкопаевского переулков)
Этот сад - все, что осталось от великокняжеских "старых" садов Василия III.
Помимо Морозовского от "старых садов" остался еще небольшой террасированный сад при Церкви Святого Владимира в Старых Садех
Морозовский сад находится на возвышенности и с него открывается красивый вид на район Ивановской горки.
Морозовский сад граничит с каменными палатами Украинцева, принадлежавшими известному дипломату петровского времени, и возведенные им в конце 1680-х – начале 1690-х гг. Сейчас на территории палат расположился арт-квартал "Хохловка".
Завершим же мы прогулку у стен Иоанно-Предтеченского монастыря (Малый Ивановский пер., 2с33).
До Революции монастырь назывался Ивановским, от него пошло название района "Ивановская горка".
Здания монастыря неоднократно использовались как тюрьма. Здесь были заключены Мария Шуйская, жена царя Василия, Пелагея Михайловна, вторая жена царевича Ивана , старшего сына Ивана Грозного, Салтычиха. В монастыре была также заточена женщина, нареченная в монашестве Досифеей (Августина Матвеевна Тараканова), которую часто называют дочерью императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Григорьевича Разумовского.
Под монастырскими стенами издавна шумела ярмарка, как ее прозвали в Москве, «бабья шерстяная», собиравшаяся ежегодно 29 августа. По воспоминаниям, у Ивановского монастыря собирались несметные толпы: «утром, особенно же около полуден, наша горка так была набита народом, что буквально нельзя было отворить дверь передняго крыльца, раскрывающегося наружу. Толпа не ограничивалась одною „горкою”: она тесно запруживала весь проезд между Ивановским монастырем и Князе-Владимирскою церковью, спускаясь плотною массою по Ивановскому переулку к Варварским воротам до того поворота, который делает Солянка от Варварских ворот к Опекунскому совету, и частию занимая Кузьмодемьяновский и Подкопаевский переулки, где, равно как и на самой нашей „горке”, раскинуты были ярмарочные палатки»// С. Романюк
После Революции большевики устроили в монастыре "концлагерь", «Московский Ивановский Исправдом на Солянке». Ивановский концлагерь был одним из трех первых вместе с Андрониковским и Новоспасским. В 1927 г. в зданиях монастыря разместилось экспериментальное отделение института по изучению преступности и преступника. Позднее здесь размещались учреждения МВД, областной архив, службы теплосети. В 2000 году деятельность монастыря была возобновлена.
На этом наша прогулка подошла к концу. Надеюсь, вам понравилось ☺️
#москва #гуляем по москве #прогулка по москве #экскурсии по москве #маршруты прогулок #куда пойти в москве #старая москва #старые улицы москвы #неизвестная москва #центр москвы