Недавно я написал небольшую заметку о расходе топлива советских пассажирских самолетов и привел там некоторые значения. Мне тут же прилетели комментарии - " а где Комета, Электра, 727???"
Сравнивать советские и зарубежные пассажирские самолеты той эпохи бессмысленно, т.к. создание самолетов это не олимпиада. Перед отечественными конструкторами не ставили задачи сделать пассажирский самолет с наименьшим потреблением топлива. Ставили задачи взлетать и садиться на некачественные полосы , а то и на грунт. Ставили задачи по технологичности, по скорости (Ту-154 летал быстрее многих своих одноклассников), по срокам проектирования, по унификации с другими типами. А по топливной эффективности нет. Нефти в СССР было много и стоила она копейки. Поэтому нет никакого смысла сравнивать шахматы с хоккеем.
Система авиационных перевозок в СССР строилась по другим принципам, и как раз под нужды этой системы и проектировали самолеты. Поэтому при переходе на западную модель авиапрому оказалось так сложно перестроиться.
Но поскольку вопрос был , приведу несколько примеров удельного расхода топлива по некоторым зарубежным типам самолетов.
Удельный расход топлива вычисляется по формуле: топливо в граммах/ на пасс.-км.
Ещё раз повторюсь: данные приблизительные, могли меняться в зависимости от множества факторов .
De Havilland Comet-1 - 122 г/пасс.-км
De Havilland Comet-4С (самая последняя версия Comet) - 49 г/пасс.-км
Boeing 707-120 - 30 г/пасс.-км
Boeing 707-320 - 40 г/пасс.-км
Boeing 727-200 - 28 г/пасс.-км
Boeing 737-200 - 27 г/пасс.-км
Boeing 737-800 - 21 г/пасс.-км
Boeing 747-100 - 33 г/пасс.-км
Boeing 747-100 - 33 г/пасс.-км
Bristol Britannia 314 - 28 г/пасс.-км
Vickers Vanguard - 24 г/пасс.-км
Sud-Aviation Caravelle VI - 34 г/пасс.-км
Convair 990 - 47 г/пасс.-км
McDonnell Douglas DC-8 -70 - 27г/пасс.-км
И в завершении стоит заметить , что топливная эффективность это не единственный критерий при выборе типа самолета авиакомпанией.