Постановка на якорь судна одна из самых важных процедур в морской практике. А с учетом того, что у нас вообще 6 якорей, мне явно стоит об этом рассказать.
Я здесь не буду вдаваться в подробности истории и типов якорей, если вам интересно напишите, обязательно сделаю отдельную статью об этом. В этой статье больше постараюсь поведать вам практические аспекты постановки на якорь.
Начнем пожалуй с того, что якорь подбирается на судно исходя из его держащей силы и габаритов судна. Так же калибр якорной цепи подбирается для каждого судна отдельно исходя из габаритов, массы судна. Ну это для справки. А теперь пойдем к практическим знаниям.
Подготовка к отдаче якоря.
Представим ситуацию. Подходите вы на якорную стоянку порта Балтийск. Для вас определяют точку, в которой вы будете стоять. Вот вы подошли к той точке и вам дают добро на постановку. Что же делать?
Сперва, еще до подхода к точке вы должны знать прогноз погоды. Ветер, волну как минимум. Подойдя к точке судно разворачивают таким образом, чтобы нос судна смотрел на ветер. Делается это для того, чтобы после постановки на якорь, судно вышло "на канат".
Что есть выйти на канат? Выйти на канат это якорная цепь вытянулась и начинает удерживать судно.
Но до каната нам еще далеко. Мы стоим в точке и боцман с матросом уже подготовили якорь к отдаче и доложили на мост. Следующие действия у нас такие: движители работают против ветра таким образом, чтобы удерживать судно примерно в одной точке. Тут надо решить, а сколько смычек отдать в воду.
Смычка - это секция якорной цепи длиной 25 или 27,5 метров. Длина зависит от того, где судно строилось. В России 25, за бугром 27,5.
Ну а количество смычек, отдаваемых в воду определяется по формуле.
Но это в теории, такую формулу часто показывают в учебном заведении. На практике же длину якорной цепи определяют, как три глубины места отдачи + небольшой запас. Так же на примере якорной стоянки порта Балтийск. Глубина в месте отдачи 15,8, следовательно, будем отдавать 3 смычки в воду.
Со смычками определились, а как отдавать якорь?
Способы отдачи якоря.
Для отдачи якоря есть 2 способа: отдать якорь под собственным весом или "током".
Отдача якоря "током". Начнем с этого способа, тут объяснять меньше и все достаточно просто. Якорь отдают при помощи брашпиля, его аккуратно опускают на дно. Такой способ подходит в тех случаях, когда дно каменистое и может повредить якорь при отдачах под собственным весом или когда отдача происходит на большой глубине.
Отдачу под весом якоря используют тогда, когда дно достаточно мягкое, чтобы не повредить якорь при такой отдачи. При такой отдаче стопора снимают с якорной цепи и якорь под своим весом уходит под воду. Скорость падения могут немного корректировать при помощи ленточного стопора. Если не контролировать скорость отдачи, якорь может разогнаться до такой степени, что остановить его уже не получится никаким стопором и он просто вырвет якорь цепь и утащит за собой.
Контроль количества смычек.
Мы уже практически готовы к отдаче якоря. Даже определились сколько смычек отдать, а как их контролировать?
Для контроля количества смычек на якорной цепи нанесена маркировка, по которой моряки могут понять сколько смычек уже находится в воде или на брашпиле. И выглядит она примерно вот так.
Отдача якоря.
Когда все подготовительные мероприятия закончены мы можем отдать якорь. С мостика дается команда боцману об отдаче якоря. Боцман стоит на его отдаче, а матрос считает смычки.
Когда нужное количество смычек отдано в воду, якорную цепь закрепляют на ленточный стопор и начинают наблюдать за ее поведением. Параллельно этому останавливается ход машин.
Судно начинает вытягиваться на якоре и когда выйдет на канат мы почувствуем небольшой рывок. Якорь цепь чутка ослабнет.
Вот и все. Вы успешно встали на якорь. Поздравляю!
Надеюсь вам понравилось. Очень благодарен за ваши комментарии и лайки. Если остались вопросы задавайте обязательно обсудим. А пока можете почитать и другие мои статьи:
#море #судно #мореплавание #якорь