Я старалась звуки оставлять «на потом». Весь год мы занимались два раза в неделю (грубые задержки и сложные нарушения речи), а постановку звуков оставляла на май, максимум июнь. Но занятия проводила каждый день.
⠀
1️⃣ Одновременно ставить звуки из разных фонетических групп.
⠀
2️⃣ Приём параллельных цепочек. У постановки звуков несколько этапов (звеньев). Ставим звук, потом его автоматизируем, у второго - этап постановки, у третьего - подготовительный этап. Со временем цепочки будут короче и времени расходуется меньше - база готова.
⠀
3️⃣ Способы постановки. Не будьте консервативны. Чувствуете, что не идёт, буксует, попробуйте другой приём. Иногда срабатывает нестандартный, креативный подход.
⠀
4️⃣ Не работайте по принципу «драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота». Цель - постановка звуков. Занимайтесь на этом занятии именно этим, а не всем сразу.
⠀
5️⃣ Индивидуальность и амбиции ребёнка. Поощряйте тем, что любит он, а не вы. У современных детей есть всё и всё-таки попробуйте их удивить. Из практики: покрутить ручку шарманки (из моего детства), за каждое успешно выполненное задание давать не 1, а 2 «тик-так», к концу занятия - ворох.
⠀
6️⃣ Слушайте просьбу родителей внимательно, что именно они ждут от занятия, за что готовы платить. Мотивируйте в свою очередь их на выполнение домашних заданий (копите аргументы).
⠀
7️⃣ «Дешевый авторитет». Ребёнок не выговаривает много звуков, логопеды начинают со свистящих, а семья и ребёнок хотят [Р]. «Сломайте» стереотип и начните с желаемого.
⠀
8️⃣ Логопеды всю жизнь в поиске оптимальных пособий, но главное, чтобы они были эффективными и на сколько это возможно интересными.
⠀
9️⃣ Интенсивность и темп. Ещё раз напишу - люблю ежедневные занятия. Высококлассные специалисты во многих областях жизни работают на высоких скоростях. Логопеды к ним тоже относятся.
⠀
🔟 И не забывать главный принцип автоматизации, про который я уже писала: темп и сложность речевой нагрузки на логозанятии должны соответствовать темпу и сложности говорения в жизни.