Вопрос о том кто самый лучший режиссер, существовавший на планете некорректен. Жанров в кинематографе много, так же как и много режиссеров. Кто-то блестяще умеет снимать фантастику, кто-то умудрялся снимать такие боевики, что от экранов было не оторваться. Вопрос этот крайне сложный и неоднозначный. Но зато если сузить рамки нашим временем и выбрать кого-то из ныне живущих режиссеров, то лично мой выбор падёт на того человека чьё имя в заглавии.
Пытаюсь вот вспомнить, с какого же фильма началось моё знакомство с работами Мартина Скорсезе? Судя по всему это было «Казино». Один из лучших фильмов вообще, что мне доводилось видеть. Яркий, эффектный и неожиданный. Видимо уже, потом свалились на меня и «Мыс страха» и «Славные парни» и легендарный «Таксист». Но буду честен. При всей любви к этому режиссеру ранние его ленты я всё же не смотрел. Да и, наверное, странно сейчас будут смотреться такие фильмы как «Кто стучится в мою дверь?» или «Алиса здесь больше не живёт». Всё-таки сняты они почти полвека назад. Возможно, когда-нибудь до них и дойдут руки, но куда больше шансов, что я в очередной раз пересмотрю «Казино». Однако как же так вышло, что Мартин стал настолько огромным и масштабным режиссером? И, пожалуй, здесь логично искать ответ в его биографии. Вот по ней-то и пробежимся немного.
Родился этот мощный мужчина в Нью-Йорке, где и провёл детство. Вот только вместо того что бы бегать с другими детьми на улице он рос слабым ребенком которого опекали родители. Объяснялось это очень просто – с детства он болел астмой. И вместо улицы он привык к кинотеатрам. Туда его водили либо родители, либо старший брат. Именно кино и стало с детства его главной страстью. Правда тут стоит сделать оговорку. После школы он колебался то ли стать священником, то ли пойти всё-таки обучаться ремеслу режиссёра. Каков разброс, да? В общем как вы уже поняли, кинематограф перевесил. Окончив Нью-Йоркский колледж наук и искусства, Мартин попал в армию, что, кстати, удивительно с его-то астмой и в 1967 наконец-то занялся тем, чем хотел заниматься с детства.
Совсем неудивительно, что его первые короткометражные фильмы были антивоенными и посвящались критике американского вторжения во Вьетнам. Время стояло тогда бурное, в воздухе витали идеи свободы и прочих радостей от хиппи. Впрочем, ко всем этим вещам Скорсезе быстро охладел и сосредоточился на серьёзном кинематографе. Возможно, кому-то покажется, что я излишне резок, но дело в том, что протест против чего-то хорош до определенного времени. Если же мы ведём речь о большом творце, то перед ним стоят уже совсем другие задачи. Это отчётливо видно и на примере музыкантов бунтарей, и писателей, таких же режиссеров.
Он успел снять несколько лент в 60-х, но его первый большой успех случился лишь в 1976 году. Тогда же случился и успех Роберта Де Ниро. Можно даже сказать, что именно благодаря Мартину этот актёр стал настолько популярен. Не знаю, смотрели ли вы фильм «Таксист», но в 90-х в тех кругах, где я вращался, считалось неприличным не знать этот фильм. Не могу сказать, что меня сильно он впечатлил, но надо отдать должное этой работе. Всё-таки там интересна работа и оператора, да и игра актёров хороша. Плюс сама атмосфера фильма не оставляет зрителя равнодушным. А это весьма непросто создать узнаваемую атмосферу, которая оставляет после просмотра фильма приятное послевкусие.
Тогда же в 70-х годах Мартин начал увлекаться съёмками рок концертов. Собственно его съёмка группы «The Band» до сих считается одной из лучших съемок, чьих бы то ни было концертов. Уже позже он снова вернётся к этой теме, но уже с группой «The Rolling Stones». И могу отметить, что жаль, что режиссер не снял ещё десяток концертов. С другой стороны на всё времени хватить не может и, выбирая между музыкой и съёмочными площадками, Скорсезе выбрал вторые.
Классиком же кинематографа Мартин Скорсезе, наверное, стал к 90-м годам. Ну а, сняв такие вещи как «Авиатор» и «Волк с Уолл-стрит» лишь укрепил своё имя. Вот чего мне жаль в его истории так это сворачивания проекта «Винил». Пожалуй, один из самых любопытных сериалов который начинали снимать о том лихом времени, когда Скорсезе был молод. То есть он знал, о чём говорил, снимая пилотную серию проекта. Но почему-то финансирование сериала свернули, и продолжения не последовало. Кстати если вы любите музыку и 60-е, то рекомендую посмотреть первый сезон этого сериала.
Последний же фильм Скорсезе «Ирландец» не произвёл на меня какого-то впечатления, но, по-моему, сейчас режиссер уже находится в том статусе, что снимает фильмы для себя. Ему явно не надо ничего кому-то доказывать. И как я и сказал в самом начале этого режиссера можно смело называть самым значимым среди тех, кто жив до сих пор.
Буду ли я смотреть новый фильм, который обещают в следующем году? Обязательно, ведь даже тот же «Ирландец» хоть и не производит впечатления как «Казино», но держит у экранов. Потому что Скорсезе это знак качества и очень жаль, что таких режиссеров немого. Хотя даже скажу не так. Таких режиссеров вообще больше нет.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.