Найти тему
Автомобили и люди

Автомобили: такие одинаковые, и такие разные

Ещё на момент публикации на канале статьи «Это страшное слово каршеринг», было ясно – слова о том, что к автомобилям нужно привыкать, поскольку все они разные, встретят у отдельных читателей непонимание. Но то, насколько это непонимание, в некоторых, случаях оказалось беспросветным, откровенно насторожило. И потому я решил ещё раз вернуться к этой теме, чтобы копнуть её поглубже.

У меня нет иллюзий насчёт того, что удастся переубедить тех, кто глух к любым аргументам. Метать бисер перед представителями известной породы парнокопытных я не собираюсь. Дело это бесполезное и неблагодарное. Мои слова обращены к тем, кто в достаточной степени знаком с устройством автомобиля, к тем, чей интеллект находится не в зачаточном состоянии.

Факты - упрямая вещь

Можно верить во что угодно, но факт остаётся фактом – двух одинаковых автомобилей, даже если это машины одной марки, модели и комплектации, не существует. Причин тому много. Приведу несколько конкретных примеров.

Все детали отличаются по размерам, массе и другим характеристикам, потому как изготавливаются с определёнными допусками. Иногда это десятые доли миллиметров и граммов, иногда – тысячные. Но различия существуют. Некоторые комплектующие, ещё на этапе производства, получают соответствующие маркировки и делятся на группы.

Маркируются цветом или цифрами разные по жёсткости пружины подвески и иных механизмов.

-2

Получают соответствующие обозначения отличающиеся массой и размерами поршни ДВС.

-3

Разделённые на категории детали, если отклонения не превышают допустимых пределов, не отбраковываются, а используются в процессе сборки автомобилей. В результате характеристики узлов и агрегатов, пусть, на первый взгляд и незначительно, но отличаются.

Мне в своё время довелось общаться с мастером, занимающимся приёмкой готовой продукции на одном из немецких автозаводов. Пожилой дядька, работавший на предприятии уже более трёх десятков лет, обладал уникальными навыками. У меня на глазах, по поведению машины на тестовом треке, не залезая под капот и проводя вскрытия, он обнаружил:

  • Трещину в одном из цилиндров двигателя. Брак, который просочился через систему контроля качества, не будучи обнаружен сложным оборудованием для дефектоскопии.
  • Неправильно отрегулированные клапаны на двух машинах. Причём даже ткнул пальцем, какие.
  • Перетянутый подшипник ступицы, с указанием стороны и колеса.

Компания, признавая талант сотрудника, платила ему большую зарплату и не спешила заменять уникального специалиста чувствительной электроникой.

Я не знал немецкого языка, а мастер – русского. Но мы обнаружили, что оба говорим по-французски, и стали общаться на языке Дюма и Бальзака. Разговор получился интересным и очень содержательным. В частности, приёмщик признался, что за всё время работы на заводе ни разу не встречал двух одинаковых автомобилей, сошедших с конвейера. Все они, пусть и незначительно, отличались по своему поведению на трассе.

Это понимают пилоты различных гоночных серий и технический персонал, обслуживающий их технику. Об этом знают опытные автомобилисты, готовые переплачивать за то, чтобы получить в своё распоряжение машину, двигатель, коробка передач или иные агрегаты которой собраны определёнными мастерами. Подчас различия оказываются весьма существенными. По-разному преодолевают препятствия внедорожники одной и той же модели. По-разному входят в повороты, тормозят и разгоняются вместительные седаны. Привыкнуть к этому за несколько минут, полностью освоившись с управлением техникой, невозможно.

И это уже в тех случаях, когда речь идёт о новых машинах. С течением времени различия только усиливаются. Появляются люфты в шарнирах рулевого управления и приводах педалей. Изнашиваются, всякий раз на свой лад, тормозные колодки и диски.

-4

Изменяется подвижность покрывающихся ржавчиной, окисляющихся от коррозии суппортов. В зависимости от материала фрикционных накладок на тормозных колодках увеличивается или уменьшается тормозной путь.

-5

Иначе начинает работать двигатель, стоит перерегулировать клапаны или установить свечи с тем же калильным числом, но другого производителя.

-6

А шины?! О них можно написать целый роман! Установите на автомобиль другие покрышки, и его поведение на дороге изменится кардинально. И дело не только в типоразмере, сезонности или рисунке протектора. Убедиться в этом мне довелось на собственной шкуре.

-7

Из-за сильного бокового пореза одну покрышку известного бренда из четырёх, установленных на моём автомобиле, пришлось отправить в утиль. Шины были новые, износ протектора минимален, но найти резину той же модели в продаже не удалось. Менять же весь комплект целиком, понятное дело, душила жаба. И тут я натолкнулся в магазине на изделие китайских мастеров с точно таким же рисунком протектора. Цена была вполне доступная, и я, купив одну покрышку, установил её на заднее колесо.

Буквально через пару дней, на сухой дороге, мне пришлось испытать ощущения, близкие к половым. В повороте, который я раньше без проблем проходил на скорости 80 км/час, на ровном асфальте, заднюю ось начало сносить уже при скорости 50 км/час. Еле успел поймать машину.

Думал, может, дело случая. Может, масло было на дороге, или грязь – бывает. Найдя пустую асфальтированную площадку, минуты три занимался фигурным вождением. После чего отправился в магазин и купил полный комплект новой резины от одного производителя. Но и с ним автомобиль стал вести себя, пусть и предсказуемо, но иначе, и пришлось осваиваться.

И так – куда ни ткни. Поэтому не льстите себе, полагая, что вы способны за пару минут освоить управление любым автомобилем. Большинство из тех, кто мнит себя Шумахерами и Сеннами, не способны реализовать возможности техники даже на 50%, а в критических ситуациях оказываются полностью беспомощными. И в этот момент знание того, как поведёт себя в ближайшие пару секунд автомобиль, может спасти жизнь не только посторонних людей, но и вашу, и ваших близких.

-8

Поймите, что одинаковость – она лишь кажущаяся. Автомобили – они как люди, как близнецы. Внешне они могут быть похожи, но общее самочувствие и темперамент разные. И то, что вы научились управлять одним Киа Рио или Фольксваген Поло, это ещё не значит, что вы сможете быстро найти общий язык с другими машинами той же модели и марки.

Авто
5,66 млн интересуются