Найти тему
Елена Каштанова

Скорость человеческой мысли

Перечитываю Гашека. Эпизод, когда Швейк рассказывает о том, как один отставной солдат повздорил с одним лесником. Лесник нажаловался куда надо, и отставного солдата забрали обратно в армию, т. е. он стал солдатом вполне действительным. И вот я читаю окончание истории:

Пробыл он там еще десять лет и написал домой, что, когда вернется, трахнет лесника

Тут я успеваю подумать - ого, неужели Гашек такое писал? А советская цензура куда смотрела?

Перевожу глаза на следующую строчку и вижу продолжение:

по голове топором.

И я понимаю, что за ту долю секунды, когда мой взгляд перескочил со строчки на строчку, моя мысль жила совершенно самостоятельной жизнью и успела не только воспринять, но и понять, заценить, критически осмыслить, сделать выводы (неправильные). Но все кончилось хорошо.

По счастью, лесник умер раньше своей смертью.

***

Обычно в это время - конец октября-начало ноября - мы ездили в Прагу. Там было тепло и красиво. Почему-то всегда празднично. Органные концерты. Уличные музыканты на каждом шагу. Знаменитое пиво X33 у медведки. Глинтвейн на Староместской площади. Современное искусство Давида Черны по всему городу. Мистика и легенды кругом. Мозаичные мостовые, как в Ехо. Их я маниакально пыталась фотографировать и собрала целую коллекцию.

Вот уже два года путешествовать туда приходится только силой своей мысли. Правда, сила у моей мысли какая-то слабая, гораздо слабее скорости. Вот, например, сэр Макс из "Хроник Ехо" вполне мог путешествовать во сне. Приснился ему однажды Париж, и он потом всем рассказывал, что побывал в этом городе. Почему у меня так не работает? Во-первых, снится всякая чушь, а во-вторых сны не настолько яркие, чтобы смешивать их с действительностью.

Вот и остается только перелистывать фото в мобильнике и смотреть немногочисленные видеоролики, которые я привезла из своих странствий. Слово "странствия" мне нравится гораздо больше, чем "путешествия", в нем есть что-то от слова "странный". Нашла у себя видеоролик трехлетней давности с записью странного музыкального инструмента из Праги. Инструмент представляет собой бокалы с разным уровнем жидкости (почему-то очень хочется, чтобы жидкостью было шампанское), каждый бокал "настроен" на определенную ноту. Получилась такая клавиатура с очень красивым хрустальным звуком.

Интересно, музыкант эти бокалы с собой привозит или на месте разливает? Если привозит, то как он их транспортирует, как они не расплескиваются по дороге? А если на месте разливает, то это же, наверное, очень долго и с помощью пипетки, не говоря уже о наличии абсолютного слуха.