Найти тему
Экономика и жесть

В ритме шлюза. Срок замены ворот для речных судов сократили вдвое

При реконструкции шлюза Волжской ГЭС применили новый подход, позволяющий вдвое сократить период простоя. Специалисты выполняют замену сразу двух двустворчатых ворот - на действующем объекте высоконапорных гидросооружений такого прежде в стране не делали. Обычно сначала меняют пару ворот той части камеры, что выше по течению, а через полгода приступают к нижнему затвору. По такой технологии требуется остановка судоходства на 20 месяцев.

Для установки ворот прибыл самоходный плавучий кран «Могучий», который способен поднимать объекты весом до 350 тонн. Привлекали водолазов. На верхнем бьефе замену уже произвели, сейчас работы выполняют на нижнем. И вторые ворота массивнее первых: 710 тонн против 450. После установки створов еще предстоит смонтировать навесное оборудование.

- Срок вывода из навигации мы сокращаем до десяти месяцев, - говорит руководитель подрядной организации Евгений Егунов. - Мы выполняем полный комплекс работ: проектирование, изготовление, монтаж и сдача “под ключ” заказчику. Старые ворота утилизируют, а новые мы делали в течение шести-восьми месяцев. 25 октября пришел из Астрахани кран, и мы демонтировали ворота. Еще нужно сделать вырубку бетона, обвес и уплотнение - достаточно сложные работы. Из-за наличия параллельного шлюза мы не лимитированы во времени, по договору срок сдачи - только в октябре. Но постараемся закончить в марте-апреле. У нас ведь есть и другие объекты в 2022-23 годах. Чем быстрее откроем шлюзование, тем раньше освободятся люди.

-2

Та же компания параллельно делает проекты для реконструкции двух шлюзов и дамбы Волго-Донского судоходного канала (ВДСК), еще два готовых документа проходят экспертизу. Там объем работ поменьше, но дополнительная сложность в том, что есть лишь один путь для прохождения судов. Все нужно сделать в межнавигационный период с декабря по март. Тогда как на Волжской ГЭС у 30-го шлюза есть дублер - 31-й. Конечно, плавсредствам придется постоять в речной пробке, но все же возможность прохода через гидроузел сохраняется.

Стоимость контракта - 730 миллионов рублей. Она уже не увеличится, хотя после подписания произошло резкое подорожание металла с 45 до 120 тысяч рублей за тонну. Хотя потом цена вновь качнулась вниз.

-3

- 30-й и 31-й шлюзы являются частью единой глубоководной системы, объединяющей пять морей. При строительстве этого объекта бетона ушло в полтора раза больше, чем на весь ВДСК. На двухкамерные ГТС приходится более пяти тысяч шлюзований в год. Перевозится шесть миллионов тонн грузов, - рассказывает руководитель администрации Волго-Донского бассейна внутренних водных путей Александр Глущенко. - Ввели объект в эксплуатацию в апреле 1959 года, поэтому металлоконструкции изношены. Это последние элементы, которые оставалось заменить. Не будет работать один из проходов - и весь судопропуск встанет. Это значимо для нас.

Замена ворот параллельного шлюза прошла еще в 1992-93 годах. Финансирование обеспечивает федеральный бюджет. Разрабатывается долгосрочный инвестиционный план до 2029 года - в него включат шлюзы ВДСК. Постепенно управление будут переводить с механики на электронное.

-4

Строительство шлюзов началось в 1955 году. Глубина Волги со стороны водохранилища составляет 19 метров, а на нижнем бьефе — 4,4 метра. Полезная длина железобетонной камеры составляет 300, ширина — 30 метров. Два шлюза разделены акваторией среднего бьефа. Система питания шлюзов распределительная, то есть вода поступает через донные галереи с частичным боковым сбросом. Помимо пропуска теплоходов и барж, шлюзы могут использоваться для прохода рыбы на нерест — для этого между камерами размещена межшлюзовая ГЭС мощностью 22 мегаватт.