В жизни курсантов-пограничников иногда бывают и позитивные моменты.
Бывает так "заснешь" обычным человеком, а "проснешься" кинозвездой вселенского масштаба:)
Наш Дивизион осенью 1991 года уже больше двух месяцев прибывал в состоянии "усиленной". Увольнения запрещены. Из всех развлечений в свободное время только спорт и книги. Но вот, как-то собирает нас замполит и объявляет: "Товарищи-курсанты, поступила команда оказать содействие в съёмке зарубежного художественного фильма. Старши́нам получить в каптерке форму для съёмок. Всем переодеться, построение через час на плацу. Вопросы есть?"
"А какой гонора́р ожидается?" - "прилетел" замполиту вопрос (шутников на военной службе много). По строю прошёл лёгкий смешок.
"Будет вам гонорар, куда ж без гонорара! Но, пока это тайна. Все, вольно, разойдись!"
Откуда нашли двести с лишним комплектов чекистской формы даже не знаю. С петлицами, шевронами, значками, сделанными из картона. Мы быстро принарядились. Я надел форму и побежал фотографироваться.
Когда Дивизион шёл на построение было впечатление, что некая "машина времени" отправила тебя в те далёкие довоенные годы. И лица у всех, даже без команды, были какие-то серьёзные, сосредоточенные.
Лучших актеров для роли "злобной гэбни" не сыскать:)
В начале 90-х только ленивый режиссер не снимал фильмов о "жестоком Сталинском режиме". Все "картины" были как на подбор, какие-то тяжёлые, страшные и сильно печальные. Складывалось впечатление, что в ТО время даже солнце на небе отсутствовало. Сплошные тучи, дождь или жутко холодная зима.
А наш фильм оказывается снимала американская компания "Columbia Pictures". Режиссером был небезызвестный Андрей Кончаловский. Актерский состав был смешанный. В главных ролях были...естественно курсанты-пограничники, а также А. Збруев, О. Табаков ну и так... иностранные актёришки.
Съёмки проходили в здании Клуба для сотрудников КГБ на Лубянке (в начале фрагмента фильма, который ниже по тексту, это здание присутствует).
Приехали, зашли в актовый зал.
А дальше был кастинг. Я уселся на первый ряд и стал ждать пока кто-нибудь из помощников режиссёра наконец-то принесёт мне - суперзвезде американского кино, свежевыжатый манговый сок и бутерброд с черной икрой, а-то есть очень хотелось:)
"Пересядьте, пожалуйста, на задний ряд в "массовку" - услышал я над ухом голос какого-то небритого мужика.
"Т.е. как в "массовку"? Я хочу на "большой" экран попасть, что не так-то?"- с чувством глубокой скорби ответил я этому мужику. Он что не понимает, что я "то́повый" актёр, а меня на "задний план", безобразие, я буду жаловаться Кончаловскому (хотел сказать я, но промолчал).
"У вас причёска не соответствует ТЕМ годам, пересядьте пожалуйста" - не унимался "бородатый".
"Вот нехороший человек, далась ему моя шевелюра" - молча подумал я и грустно побрёл в "массовку". У нас была очень трудная и ответственная роль в фильме. Сыграть нужно было виртуозно и без подготовки. Фактически нам ставилась задача покорить своим талантом западное общество. Что бы посмотрев на нас - несчастные капиталисты дружно оторвали свои "пятые точки" от кресел и дружно зааплодировали, вытирая хлынувшие на лицо слезы попкорном!
Первая сцена съёмок заключалась в массовом "просмотре" экрана. Лица у всех должны были быть умными и сосредоточенными. Но, это мы отрабатывали каждый день на службе.
"Товарищи-курсанты, все умный вид сделали!" - постоянно говорил наш Комбат.
Во второй сцене, увидев что-то "жуткое" на экране, нужно было дружно... сначала удивиться, потом испугаться, затем поразиться и наконец повернуть головы назад.
И вот команда режиссёра: "Мотор, камера, начали!"
Какую мы проявили экспрессию чувств, мимику и моторику. Все действия восходящих звёзд Голливуда были настолько ярко выражены и оточены, что за нашу нереально художественно сыгранную сцену должны были вынести Оскаров...каждому:)
Но, с Оскарами, как я понял, в Америке была напряжёнка. Нам предложили компенсировать данный постыдный факт на стороне американцев... гонораром.
"Что же нам предложит Коламбия Пикчерз?" - думал я и мои коллеги-артисты.
"Если дом в Майами, то он мне без надобности, мне и в казарме хорошо. Если Ламборджини, то тоже не нать, на нем ездить некогда. А вот если бы поесть дали, кушать очень хотЦа, тогда, я бы не отказался!"
"Съёмки закончены, всем спасибо! Командиры, уводите людей" - послышался голос режиссёра.
"Всё, кинули с гонораром! Это ж америкосы!" - с грустью подумал я.
Но вдруг: "Всему личному составу следовать в столовую" -
послышался голос какого-то офицера.
Две мясные котлетки, рис нежно политый бульоном, лежали перед каждым "голливудским" актёром. Вот это был настоящий, щедрый ГОНОРАР!
А теперь эпизод из фильма!
После выхода данного, не побоюсь этого слова - шедевра кинематографии на "широкий экран", каждому из нас пачками посыпались приглашения сыграть главные роли со звёздами Голливуда: Шерон Стоун, Сальмой Хайек, Памелой Андерсон:))
Но мы, отклоняли данные предложения...нам нужно было учиться и границу охранять!