Все-таки искусство балета обладает удивительным воздействием на человека. Когда зритель находится в зале, а артист — на сцене, происходит мощный обмен энергией, эффект которого невозможно повторить нигде, кроме театра. Визит в театр позволяет остановиться, замедлиться, увидеть на сцене идеального человека и представить себя на его месте. Кроме того, красота балета обладает и медитативными свойствами... В наше время люди живут всё быстрее, спешат за потоком информации, а в этой погоне часто не замечает красоты. Только театр позволяет остановиться, осмотреться, заглянуть в себя, прикасаясь к живому искусству.
Не каждый может быть солистом
Наверняка каждый задумывался хотя бы раз в жизни: как учитель ведет один и тот же предмет много лет? Как преподаватель ВУЗа десятилетиями читает одну дисциплину? Артистическая профессия в этом смысле кажется еще более невероятной: в любом состоянии души и тела нужно выходить на сцену или на съемочную площадку и вытаскивать эмоции, которых в данный момент может не быть. А чем больше артист, тем больше к нему требований. Бывают периоды в жизни, когда не хочется никого видеть, нет настроения, вдохновения. А съемки и спектакли должны идти, потому что в этом процессе задействовано слишком много людей.
Здесь спасает только сила воли, о которой как-то раз прекрасно сказала Диана Вишнёва: «Я невероятно стрессоустойчивый человек, я мобилизуюсь в момент волнений и стресса, это тоже неотъемлемая часть. Человек может быть способным, фантастически пластичным, но не стрессоустойчивым, и все, не может быть прима-балериной. Потому что это перегрузки не только физические, но и психологические».
Утренний «Дон Кихот» 14 ноября в Мариинском театре был очередным спектаклем для Ренаты Шакировой, но большим событием для зрителей, которые бывают на живых спектаклях не так часто. Но если зритель выбирает артиста и приходит именно на него, ему хочется получить ожидаемое. В этом смысле Рената Шакирова никогда не подводит, потому что ее взрывной темперамент беспощаден для зрителей, добравшихся до театра после тяжелой трудовой недели. А особенно если речь идет о партии Китри, которая ей очень подходит.
Не поворачивается язык сказать, что для артистов это всего лишь работа, хотя по факту это так и есть. Интересно, что если артист сам не «горит» на сцене, это будет видно зрителю. Но «гореть» всегда невозможно, тогда как же артистам это удается? Кто-то однажды сказал, что магия сцены делает свое дело, но ведь до сцены нужно добраться, пройти длинный путь из сложных репетиций, срывов, разногласий.
Предположим, что сцена добавляет азарта, адрeнaлинa, но тело может подвести в любой момент. Нет, все-таки это невероятно сложно: мобилизоваться так, чтобы вести спектакль, действительно удается избранным. И хорошая учеба в школе также не всегда может воспитать стрессоустойчивость, которая так нужна для построения карьеры. Но зато дает необходимый минимум, чтобы справляться с трудностями работы в государственном театре.
Вовремя уйти или двигаться назад
Интересно было увидеть в этом спектакле Евгения Иванченко (Эспада). Но сложно смириться с тем, что балетный век премьера Мариинского театра продолжается исполнением второстепенных ролей, потому что форма и возраст для ведущих партий уже не те. Что ж, здесь у каждого свой путь: кто-то выбирает уйти на пике возможностей, другим нравится выступать на сцене до глубокой старости (таких партий в балетах хватает), третьи уходят в репетиторство. И это еще одно подтверждение тому, что балетная профессия хоть и загоняет в жесткие рамки, но даёт на выбор несколько вариантов.
Молодежь Мариинского балета развивается в своем темпе, довольно хороши были выходы Александры Хитеевой (вариация), Анны Смирновой (Амур). Сложно сказать, что случилось в этот день с Анастасией Нуйкиной (Повелительница дриад), но другие спектакли показывали более хороший результат артистки. Главное, чтобы выступления были не в ущерб здоровью, что, кстати, не редкость: некоторые артисты выходят на сцену вопреки «сигналам» своего тела.
Зритель безжалостен?..
Казалось бы, зритель не должен задумываться о том, что стоит за подготовкой к балетному спектаклю: билет куплен за немалые деньги, ожидания завышенные. И в этом заключается самая большая сложность балетной профессии, которую очень точно сформулировал Николай Цискаридзе в недавнем интервью: «Эта профессия страшна тем, что каждый день вы заново выходите на Олимпиаду. В месяц пять-шесть спектаклей: вы пришли сегодня, ваши знакомые — завтра, другие знакомые — послезавтра. И ты перед каждым человеком должен эту Олимпиаду выиграть. Вы сегодня сыграли спектакль, а завтра вам это нужно повторить с нуля, опять дать этот результат».