Найти тему
Батман

Каббала в поэзии - Урал Батыр

Каббала по сути это получение знания и понимания как функционирует Вселенная, и в ней раскрывается как сначала в 4 этапа создался некий бесконечный мир (эйн соф). Идет объяснение как через экран транслируется информация для создания первого мира, который называется Адам Кадмон (Изначальный Человек). Этот мир как и остальные состоит из 5 ликов (парцуфим) или действующих субъектов, которые располагаются по строгой иерархии от старшего к младшему. В мире Адам Кадмон происходит разбиение (швира) с целью создания задачи по исправлению последствий этого разбиения, что по сути создает смысл всего существования. Далее создаётся следующий мир Ацилут (Эманаций) который также состоит из 5 субъектов, но уже немного других. Далее мир Брия (Творения), Ецира (Творческого Оформления) и Асия (Действия), в котором мы, живущие люди по сути и находимся. Все миры существуют и выполняют единую и общую цель, это исправить или склеить сосуды, которые разбились (швира) в мире Первоначального Человека.

В мировоззрении башкир всегда существовало понятие о 5 мирах. В эпосе Урал Батыр повествование начинается с мира Первоначальных Людей, субъектами которого являются Йәнбирҙе (Адам) и Йәнбики (Хава), в переводе йән — жизнь, бирҙе — дал, бикә — супруга, то есть мир Жизньдающего и Супругижизни. В этом мире старший сын Шульгән (Каин) нарушает запрет отца и выпивает немного крови из ракушки. В кабалистическом понимании происходит швира. После чего все последующее повествование младший сын Урал, ищет решение, как исправить произошедшее и победить Смерть.

Далее в эпосе раскрывается свойства следующего мира, который называется мир царя птиц Самрау (мир Ацилут), а сам царь Самрау является главным парцуфом этого мира. Дочь царя Хомай(следующий парцуф) дарит Уралу белого коня Аҡбуҙа и Алмазный Меч с помощью которых он спасает мир от потопа и образует Уральские горы.

Так-же в эпосе повествуется о мире царя дивов Әзрәҡи (мир Брия), мире царя змей Ҡәһҡәһи (мир Ецира) и о мире людей, где царём является Ҡатил (мир Асия).

Таким образом башкирский народ передаёт кабалистические знания в поэтической форме через свои эпические произведения, корни которых далеко и глубоко уходят в основы основ Вселенной, а чтение эпоса помогает понять тайный смысл еврейской Торы и наоборот знакомство с каббалистическими текстами помогает понять глубинный смысл эпоса Урал Батыр.