Доктрина контракта была настолько тщательно переработана в соответствии с потребностями современности, что здесь меньше, чем где-либо еще, места для исторических исследований. Это было так умело обсуждено, что здесь меньше места для принципиально нового анализа. Но краткое изложение современных доктрин, независимо от того, необходимо это или нет, будет, по крайней мере, интересным, в то время как анализ их основных характеристик нельзя пропустить и может представить некоторые новые особенности.
Широко распространено мнение, что самыми древними формами договора, известными нашему законодательству, являются завет и долг, и они, без сомнения, относятся к раннему времени. Но есть и другие контракты, которые все еще используются, и, хотя они в какой-то степени приняли современные формы, по крайней мере, наводят на вопрос, не были ли они столь же ранними.
Одна из них, долговая клятва, больше не является основой каких-либо прав в частном праве. Он используется, но в основном как торжественность, связанная с вступлением на государственную должность. Судья клянется, что он осуществит правосудие в соответствии с законом, присяжный заседатель, что он вынесет свой вердикт в соответствии с законом и доказательствами, недавно принятый гражданин, что он будет нести истинную веру и верность правительству по своему выбору.
Но есть еще один контракт, который играет более важную роль. Возможно, это может показаться парадоксальным, если упомянутьдоговор поручительства. Поручительство в настоящее время является лишь вспомогательным обязательством, которое предполагает основное обязательство и которое, насколько это касается характера контракта, ничем не отличается от любого другого. Но, как указывал Лаферьер, /1/ и, весьма вероятно, более ранние авторы, поручителем по древнему праву был заложник, и предоставление заложников никоим образом не ограничивалось международными сделками