Найти тему
Искусство Сибири

МЕСТОИМЕНИЯ МЕНЯ

2 ноября в кемеровском Театре для детей и молодежи состоялась читка с элементами перформанса. Читка организована в рамках проекта "Современное событие". Основой читки послужила пьеса из цикла - «Местоимения меня» (В.Костюкевич, В.Горлинский). 

Главный режиссер - И. Латынникова, режиссер-постановщик Е. Епифанова. В ролях: Т. Данилова, С. Новохаткин и И. Аваев.

Фото Сергея Верховода
Фото Сергея Верховода

Прошло две недели и я только начала писать текст об увиденном. 

На сцене предстали актеры в трех социальных ролях

психотерапевт (спасатель), влюбленный (созависимый) и агрессор (тиран). Их почти монологи прерывались ритмично повторяющимися фразами, жестами, пластическими композициями.

Каждый персонаж двигался по своей траектории. Собственно развития действия на сцене не было. Как впрочем и сцены. Спектакль состоит из потока слов, некоторые из них становились более значимые, выполняя роль заклинаний. 

Фото Сергея Верховода
Фото Сергея Верховода

Какова главная идея читки "Местоимения меня"?

Постановка показывает зрителям крайне актуальную трактовку понятия "человек".  В 1960-е на Западе стали популярны идеи Ги Дебора об обществе спектакля. А в 1970-е экспериментальная психология (с сомнительной этической основой вообще-то) озвучила теории об отделении человека от его ролей в социуме. Таким образом, стало возможно подвергнуть анализу не разъятое субъективное. Эти открытия на Западе сопровождались всплеском экспрессионизма и перформативности. В российский актуальный дискурс анализ субъективного вошел в 2010-е, благодаря процессам синхронизации гуманитаристики. 

Фото Сергея Верховода
Фото Сергея Верховода

Таким образом, с одной стороны, для зрителя такие исследования природы личности важны и ценны. С другой стороны, догадки и интуитивное понимание субъективности (тогда это называли внутренним миром) были распространены в позднесоветском обществе также с 1970-х годов. 

То есть разговор о субъективности в российском  искусстве ведется уже больше 50-лет. Но сейчас субъект в искусстве осмысляется в терминах и теориях психологии. 

Самое восхитительное то, что зритель этот дискурс понимает и разделяет. 

Фото Сергея Верховода
Фото Сергея Верховода

Таким образом, во-первых, проект "Современное событие" в театре для детей и молодежи отразил глобальный процесс вхождения психологии и в целом новой терминологии в ткань произведения искусства. Во-вторых, читка "Местоимения меня" предлагает кемеровскому зрителю непривычную ему трактовку образов. Но если Малая сцена театра драмы, уже работающая в формате читок, сосредоточена больше на новой современной риторике, то молодёжка произвела эксперимент концептуального характера. Режиссеры Ирина Латынникова и Елизавета Епифанова провели хирургическую операцию над понятием "внутренний мир", отделив от персонажа его роли. 

Я думаю, такие эксперименты необходимы кемеровской публике, хотя бы для того, чтоб в масштабе одного сибирского города синхронизировать процессы в мировом и региональном искусстве. Такие проекты как " Современное событие" важны для регионального искусства, но скорее всего они не станут магнитом для широких зрительских масс. Но важно и то, что сейчас сегмент искусства со сложными смыслами, аналитической подоплекой и не направленный на коммерческий успех уходит из искусства. Но этот сегмент необходим профессиональному сообществу и зрителям для расширения собственной линзы восприятия искусства.