2 ноября в кемеровском Театре для детей и молодежи состоялась читка с элементами перформанса. Читка организована в рамках проекта "Современное событие". Основой читки послужила пьеса из цикла - «Местоимения меня» (В.Костюкевич, В.Горлинский).
Главный режиссер - И. Латынникова, режиссер-постановщик Е. Епифанова. В ролях: Т. Данилова, С. Новохаткин и И. Аваев.
Прошло две недели и я только начала писать текст об увиденном.
На сцене предстали актеры в трех социальных ролях
психотерапевт (спасатель), влюбленный (созависимый) и агрессор (тиран). Их почти монологи прерывались ритмично повторяющимися фразами, жестами, пластическими композициями.
Каждый персонаж двигался по своей траектории. Собственно развития действия на сцене не было. Как впрочем и сцены. Спектакль состоит из потока слов, некоторые из них становились более значимые, выполняя роль заклинаний.
Какова главная идея читки "Местоимения меня"?
Постановка показывает зрителям крайне актуальную трактовку понятия "человек". В 1960-е на Западе стали популярны идеи Ги Дебора об обществе спектакля. А в 1970-е экспериментальная психология (с сомнительной этической основой вообще-то) озвучила теории об отделении человека от его ролей в социуме. Таким образом, стало возможно подвергнуть анализу не разъятое субъективное. Эти открытия на Западе сопровождались всплеском экспрессионизма и перформативности. В российский актуальный дискурс анализ субъективного вошел в 2010-е, благодаря процессам синхронизации гуманитаристики.
Таким образом, с одной стороны, для зрителя такие исследования природы личности важны и ценны. С другой стороны, догадки и интуитивное понимание субъективности (тогда это называли внутренним миром) были распространены в позднесоветском обществе также с 1970-х годов.
То есть разговор о субъективности в российском искусстве ведется уже больше 50-лет. Но сейчас субъект в искусстве осмысляется в терминах и теориях психологии.
Самое восхитительное то, что зритель этот дискурс понимает и разделяет.
Таким образом, во-первых, проект "Современное событие" в театре для детей и молодежи отразил глобальный процесс вхождения психологии и в целом новой терминологии в ткань произведения искусства. Во-вторых, читка "Местоимения меня" предлагает кемеровскому зрителю непривычную ему трактовку образов. Но если Малая сцена театра драмы, уже работающая в формате читок, сосредоточена больше на новой современной риторике, то молодёжка произвела эксперимент концептуального характера. Режиссеры Ирина Латынникова и Елизавета Епифанова провели хирургическую операцию над понятием "внутренний мир", отделив от персонажа его роли.
Я думаю, такие эксперименты необходимы кемеровской публике, хотя бы для того, чтоб в масштабе одного сибирского города синхронизировать процессы в мировом и региональном искусстве. Такие проекты как " Современное событие" важны для регионального искусства, но скорее всего они не станут магнитом для широких зрительских масс. Но важно и то, что сейчас сегмент искусства со сложными смыслами, аналитической подоплекой и не направленный на коммерческий успех уходит из искусства. Но этот сегмент необходим профессиональному сообществу и зрителям для расширения собственной линзы восприятия искусства.