Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Двуликий Януш. В «высокой» европейской политике стихийности больше, чем в лагерях беженцев

В начале 90-х через погранпереходы «Кузница» и «Брузги» гродненцы каждый день возили в Польшу сигареты и спирт. В такое контрабандное время соседи сами были не против заработать… Но до нынешнего момента никто и представить не мог, что так, как раньше «челноки» штурмовали дизель-поезда на Белосток, иракские курды будут штурмовать белорусско-польскую полосу.

Около тридцати лет назад это выглядело как фарс: блоки сигарет под широчайшими юбками у женщин, бутылки во всех укромных местах вагона… Сегодняшняя ситуация на границе напоминает гуманитарную драму.

Коллега, с которой когда-то довелось работать в гродненской вечерней газете, так и написала в «Фейсбуке» после поездок в стихийный лагерь беженцев: «Это жуть. Я не могу эмоционально не включаться и хотя бы чуть-чуть не помогать этим людям. Беженцам, которые подходят, объясняю, что не в состоянии помочь всем, потому что просьб очень много. Каждый день беру пару сухпайков в рюкзак и отдаю им. Сегодня чернокожие ребята из Кении выпросили у меня один пакетик, говорили, что очень голодные».

Над лагерем беженцев витает надежда, что всех в скором времени увезут автобусами в Германию. «Это, скорее всего, лишь слухи, но люди хотят им верить».

-2

Вообще, прессы в расположении мигрантов много: наши корреспонденты, российские журналисты, представитель CNN и репортер из «Аль-Джазиры»... Какие комментарии дают зарубежные масс-медиа, можно узнать в интернете. Уже не раз доводилось слышать мнение своих коллег: власти Беларуси, пограничная стража Польши, сами беженцы у всех на слуху, но из этого ряда западными СМИ деликатно вычленяются основные причины миграции в Европу. Разве Беларусь воевала в Ираке и Афганистане, создавая предпосылки для того, чтобы местное население под угрозой гуманитарной катастрофы срывалось с давно обжитых мест? И это лишь отдельные примеры…

Надо сказать, власти Беларуси действительно предпринимают все меры, чтобы предотвратить среди беженцев, расположившихся на границе, голод, случаи переохлаждения, нехватку питьевой воды и др.

Главное, в чем они нуждаются, как они сами признались, это питание для малышей, поскольку в некоторых в семьях пять-шесть и даже восемь детей — от двухлеток и старше. Напрашивается вывод: везти такую ораву за многие тысячи километров, подвергать их риску и всем сопутствующим лишениям может только отчаявшийся человек.

-3

Очень печально и тревожно видеть прокопченных кострами беженцев с продуктами в руках, черноглазых деток с конфетами и сушками. Люди говорят, что им нужна не столько еда, сколько беспрепятственный проход на сопредельную сторону.

И все же беременных женщин и малышей в полевых условиях (накануне зимы!) нормальный человек вряд может представить. И если два города в Германии действительно готовы принять беженцев, то почему бы европейским властям не организовать коридор, проезд их через Польшу? Полагаю, вряд ли кто-то из мигрантов захочет остаться в Белостоке, чтобы возобновить сигаретно-спиртовой транзит. Происходящее еще раз подтверждает тот факт, что в «высокой» европейской политике беспорядка и стихийности больше, чем в лагерях беженцев. А сколько в ней двуликих Янусов (янушей, герхардов, жераров…), можно только гадать.

-4

Стало известно, что Мюнхен, Эрланген и Нюрнберг согласны принять людей, находящихся на польско-белорусской границе. И когда поляки  так жестко отгораживаются от беженцев, но при этом говорят, что мы выражаем интересы Европы, по факту это так.

Андрей Мякиш

Автор фото: Светлана Курейчик / архив МЛЫН.BY