Найти тему
Смотритель

Ещё одна история про фриков?

Некоторые фильмы иначе как странными назвать нельзя. Даже несмотря на то, что у такого кино может быть интересный сюжет, и звёздный актёрский состав, всегда есть что-то такое, что будет смущать ту или иную часть аудитории. В чём причина?

Когда пришёл в кинотеатр развлечься, а там снова кино про каких-то фриков
Когда пришёл в кинотеатр развлечься, а там снова кино про каких-то фриков

Причина проста: это кино повествует зрителям о чем-то странном, но тем не менее существующем в реальной жизни (пусть даже они, зрители, с этим странным никогда и не сталкивались). И речь здесь не об историях о супергероях - всемогущих мужчинах и женщинах, носящих нижнее бельё поверх трико. Такое как раз-таки благодаря стараниям мирового кинематографа кажется чем-то обыденным (целевая программа Голливуда «По супергерою в каждый двор!»). Нет, странное кино рассказывает нам о фриках - странных людях, которых мы можем встретить в реальной жизни, но отмахнуться, не заметить, не придать значения их существованию. Именно таким кино является фильм «Френк» (2014 г.).

Когда не удержался и начал прямо в маршрутке рассказывать, что уже посмотрел нового «Человека-паука»
Когда не удержался и начал прямо в маршрутке рассказывать, что уже посмотрел нового «Человека-паука»

Вроде бы история простая: паренёк Джон, живущий в английской глубинке и мечтающий заниматься музыкой, получает приглашение стать клавишником малоизвестной музыкальной группы. Вместе с группой он отправляется в лесной домик в Ирландии для того, чтобы записать альбом.

Вот запишем альбом и поедем в мировое турне!
Вот запишем альбом и поедем в мировое турне!

Всё бы ничего, если бы солист этой группы не носил маску-голову из папье-маше, продюсер не был психически болен, а трое остальных членов группы не были откровенно странными и не скрывающими свою неприязнь к Джону. Всё это звучит как начало триллера, в котором членов группы убивали бы по одному, а сами они, словно в игре «мафия», тщетно пытались бы выяснить, кто же из них коварный убийца.

Парень, запомни, пока мы не запишем альбом, ты отсюда никуда не выйдешь
Парень, запомни, пока мы не запишем альбом, ты отсюда никуда не выйдешь

Но нет. «Фрэнк» не об этом. История балансирует на грани драмы и комедии, где персонажи постепенно раскрываются не только как фрики (хотя такого в фильме и правда много, чего стоят только их эксперименты с музыкой и самовольная кремация повесившегося сотоварища), но и как вполне реальные люди со своими проблемами, страхами и переживаниями.

Даже если в самом начале коллеги показались тебе полными фриками, после нескольких месяцев совместной работы вы все станете как одна большая семья
Даже если в самом начале коллеги показались тебе полными фриками, после нескольких месяцев совместной работы вы все станете как одна большая семья

Несмотря на то, что главные герои этого кино - музыканты, на их месте могли быть представители любой другой творческой профессии. Фильм не столько о музыке, сколько о творчестве в целом, о том, какой ценой создаётся творческий продукт.

Для творчества необходимо вдохновение, а для вдохновения - чистые и красивые носки
Для творчества необходимо вдохновение, а для вдохновения - чистые и красивые носки

Голова из папье-маше

Любой по-настоящему творческий человек - безумен. В своём стремлении создать что-то новое, творец погружается в работу (и в себя) настолько глубоко, что в какой-то момент перестаёт замечать происходящее вокруг. В фильме это намеренно подчёркнуто в образе Френка, который предпочитает быть один в «своей голове». Естественно, что для окружающих его обычных людей такой человек ни кто иной как фрик, непонятный и странный, может быть, даже пугающий. Наверное, без головы из папье-маше этот образ был бы не таким ярким и запоминающимся.

А что не так с моей головой?!
А что не так с моей головой?!

Они странные

Творчество предполагает новаторство, а оно, как это часто показывает история кино, литературы, музыки и других искусств, не всегда понятно аудитории, живущей в одно время и в одном месте с творцами нового. Проблема Френка и его группы в том, что, пытаясь делать музыку, отвечающую всем требованиям их взыскательного вкуса, они напрочь забывают, что музыка создаётся для слушателей. И в числе слушателей должны бы быть не только её создатели.

Мы долго работали над проблемой извлечения звука
Мы долго работали над проблемой извлечения звука
И через полгода репетиций записали, наконец, первую песню
И через полгода репетиций записали, наконец, первую песню

Проблема Джона в данном случае противоположна. Интуитивно понимая, чего хочет аудитория, он не может сделать это самостоятельно, ему нужна группа. Но вкусы аудитории и вкусы группы, как уже было сказано выше, разные. Наверное, Джон мог бы стать неплохим продюсером, пиар-менеджером - то есть «переводчиком», который помогал бы аудитории понимать группу, а группе больше ориентироваться на интересы аудитории.

Дорогие подписчики, у нас всё по-прежнему, мы всё ещё записываем альбом. Кстати, не подскажете, какой сейчас год?
Дорогие подписчики, у нас всё по-прежнему, мы всё ещё записываем альбом. Кстати, не подскажете, какой сейчас год?

По сути история, рассказанная в фильме «Фрэнк» - история творцов, продюсера и аудитории, которым как-то нужно находить общий язык. Так как это не очень удаётся, творцам достаётся роль фриков, а аудитории - толпы, посмеивающейся над странными парнями из роликов на ютубе.

Вдохните поглубже! Вдох! Выдох! Мы начинаем запись второй песни!
Вдохните поглубже! Вдох! Выдох! Мы начинаем запись второй песни!

А смотреть или не смотреть такое странное кино, решать вам. Наверное, «Френк» и подобные ему фильмы позволяют нам по-новому взглянуть на странных людей из нашей окружающей действительности и попытаться понять, кто они на самом деле. Быть может, своим вызывающим поведением и внешним видом они пытаются сообщить нам не только о том, что они странные, но о чем-то гораздо более важном?