Некоторые фильмы иначе как странными назвать нельзя. Даже несмотря на то, что у такого кино может быть интересный сюжет, и звёздный актёрский состав, всегда есть что-то такое, что будет смущать ту или иную часть аудитории. В чём причина?
Причина проста: это кино повествует зрителям о чем-то странном, но тем не менее существующем в реальной жизни (пусть даже они, зрители, с этим странным никогда и не сталкивались). И речь здесь не об историях о супергероях - всемогущих мужчинах и женщинах, носящих нижнее бельё поверх трико. Такое как раз-таки благодаря стараниям мирового кинематографа кажется чем-то обыденным (целевая программа Голливуда «По супергерою в каждый двор!»). Нет, странное кино рассказывает нам о фриках - странных людях, которых мы можем встретить в реальной жизни, но отмахнуться, не заметить, не придать значения их существованию. Именно таким кино является фильм «Френк» (2014 г.).
Вроде бы история простая: паренёк Джон, живущий в английской глубинке и мечтающий заниматься музыкой, получает приглашение стать клавишником малоизвестной музыкальной группы. Вместе с группой он отправляется в лесной домик в Ирландии для того, чтобы записать альбом.
Всё бы ничего, если бы солист этой группы не носил маску-голову из папье-маше, продюсер не был психически болен, а трое остальных членов группы не были откровенно странными и не скрывающими свою неприязнь к Джону. Всё это звучит как начало триллера, в котором членов группы убивали бы по одному, а сами они, словно в игре «мафия», тщетно пытались бы выяснить, кто же из них коварный убийца.
Но нет. «Фрэнк» не об этом. История балансирует на грани драмы и комедии, где персонажи постепенно раскрываются не только как фрики (хотя такого в фильме и правда много, чего стоят только их эксперименты с музыкой и самовольная кремация повесившегося сотоварища), но и как вполне реальные люди со своими проблемами, страхами и переживаниями.
Несмотря на то, что главные герои этого кино - музыканты, на их месте могли быть представители любой другой творческой профессии. Фильм не столько о музыке, сколько о творчестве в целом, о том, какой ценой создаётся творческий продукт.
Голова из папье-маше
Любой по-настоящему творческий человек - безумен. В своём стремлении создать что-то новое, творец погружается в работу (и в себя) настолько глубоко, что в какой-то момент перестаёт замечать происходящее вокруг. В фильме это намеренно подчёркнуто в образе Френка, который предпочитает быть один в «своей голове». Естественно, что для окружающих его обычных людей такой человек ни кто иной как фрик, непонятный и странный, может быть, даже пугающий. Наверное, без головы из папье-маше этот образ был бы не таким ярким и запоминающимся.
Они странные
Творчество предполагает новаторство, а оно, как это часто показывает история кино, литературы, музыки и других искусств, не всегда понятно аудитории, живущей в одно время и в одном месте с творцами нового. Проблема Френка и его группы в том, что, пытаясь делать музыку, отвечающую всем требованиям их взыскательного вкуса, они напрочь забывают, что музыка создаётся для слушателей. И в числе слушателей должны бы быть не только её создатели.
Проблема Джона в данном случае противоположна. Интуитивно понимая, чего хочет аудитория, он не может сделать это самостоятельно, ему нужна группа. Но вкусы аудитории и вкусы группы, как уже было сказано выше, разные. Наверное, Джон мог бы стать неплохим продюсером, пиар-менеджером - то есть «переводчиком», который помогал бы аудитории понимать группу, а группе больше ориентироваться на интересы аудитории.
По сути история, рассказанная в фильме «Фрэнк» - история творцов, продюсера и аудитории, которым как-то нужно находить общий язык. Так как это не очень удаётся, творцам достаётся роль фриков, а аудитории - толпы, посмеивающейся над странными парнями из роликов на ютубе.
А смотреть или не смотреть такое странное кино, решать вам. Наверное, «Френк» и подобные ему фильмы позволяют нам по-новому взглянуть на странных людей из нашей окружающей действительности и попытаться понять, кто они на самом деле. Быть может, своим вызывающим поведением и внешним видом они пытаются сообщить нам не только о том, что они странные, но о чем-то гораздо более важном?