Найти в Дзене
Михаил Никольский

"Ганшипы" над Сомали. 2

Маленький кусочек большой книги.

АС-130Н ведет огонь из 40-мм пушки по полигону в окрестностях авиабазы Халбарт-Филд, 1988 г.
АС-130Н ведет огонь из 40-мм пушки по полигону в окрестностях авиабазы Халбарт-Филд, 1988 г.

Сомали в 90-е гг. окончательно погрузилось в пучину вооруженных конфликтов. ООН в первой половине 90-х гг. наладили поставки гуманитарной помощи. В сентябре 1992 г. в страну прибыли миротоворческие силы, костяк которых составили 500 солдат и офицеров вооруженных сил Пакистана, а к берегам Сомали подошел десантный корабль ВМС США «Тарава» с морской пехотой на борту.

Ситуация в стране, между тем, только ухудшалась. В ноябре 1992 г. был убит первый пакистанский миротворец. Совет Безопасности ООН 3 декабря 1992 г. принял резолюцию № 794, разрешающие использовать для доставки продовольствия все необходимые меры, включая военные. Выполнение резолюции № 794 возлагалось на международные силы UNITAF (Unified Task Force), в состав которых вошли подразделения вооруженных сил Италии, Франции и США; пакистанский контингент также оставался в Сомали.

Американцы в рамках UNITAF сформировали объединенное командование «Сомали» (Joint Task Force Somalia). Американская часть операции ООН именовалась «Restore Hope». Перед UNITAF были поставлены следующие задачи: обеспечение нормального функционирования портов и путей сообщения, распределение продовольствия, охрана автоколонн, оказание помощи международным гуманитарным организациям (в Сомали таких тогда насчитывалось более трех десятков). Общая численность сил UNITAF составляла 38 000 человек, 25 000 из них были американцы. Применять оружие частям UNITAF разрешалось только для обороны.

Международный аэропорт Могадишо, декабрь 1992 г. На стоянке - С-5А ВВС США, в воздухе - UH-1N авиации КМП США.
Международный аэропорт Могадишо, декабрь 1992 г. На стоянке - С-5А ВВС США, в воздухе - UH-1N авиации КМП США.

Первые подразделения морской пехоты и спецназа ВМС США прибыли в Могадишо 9 декабря 1992 г., следом появились армейские части, небольшие подразделения ВВС.

UH-1N авиации КМП США над Могадишо, декабрь 1992 г.
UH-1N авиации КМП США над Могадишо, декабрь 1992 г.

В начале января американская морская пехота вела уже полномасштабные боевые действия, с применением бронетехники и авиации, с отрядами Национального альянса Мохаммеда Фараха Айдида – самого влиятельного «военного лорда» (war lord) Сомали. К концу марта 1993 г. положение в Сомали стабилизировалось, операцию «UNITAF» 4 мая 1993 г. Совет Безопасности ООН посчитал успешно завершенной.

Одна операция, «Restore Hope», завершилась. Другая, «Continued Hope», началась. В Сомали остался миротворческий контингент численностью в 18 000 человек (5000 американцев). Новая операция принципиально ничем не отличалась от успешно завершенной: охрана объектов, патрулирование дорог и населенных пунктов, разоружение незаконных вооруженных формирований.

Американская морская пехота сопровождает колонну местных транспортных средств, декабрь 1992 г.
Американская морская пехота сопровождает колонну местных транспортных средств, декабрь 1992 г.

До первых чисел июня 1993 г. миротворцы потерь в ходе операции «Continued Hope» не имели. 5 июня бойцы отрядов Национального альянса устроили в Могадишо несколько засад на пакистанский контингент. Погибло 24 пакистанца, еще 57 человек из состава UNITAF (включая троих американцев) получили ранения.

Ответ последовал незамедлительно. Резолюция № 837 Совета Безопасности ООН от 6 июня 1993 г. предписывала использовать против ответственных за вооруженные нападения силу. В данном случае действиями США действительно водила рука ООН (чаще случалось наоборот). «Los Angeles Times», 10 июня 1993 г.:

- Администрация Клинтона до нападения на пакистанцев не придавала большого значения Сомали. Теперь администрация крайне обеспокоена ситуацией в Сомали и готова оказать необходимую поддержку силам ООН.

Резолюция № 837 впервые разрешала (предписывала!) миротворческому контингенту ООН в Сомали проведение наступательных операций.

Американский морской пехотинец с трофеем - пулеметом Виккерс Mk.3 (настоящий чапаевский, наверное...), Могадишо, январь 1993 г.
Американский морской пехотинец с трофеем - пулеметом Виккерс Mk.3 (настоящий чапаевский, наверное...), Могадишо, январь 1993 г.

Штаб 16-й эскадрильи специального назначения получил приказ срочно отправить в Джибути четыре АС-130Н. Выбор «ганшипов» в данном случае логичен. Во-первых – это был самый быстрый способ усилить огневую мощь миротворцев. Во-вторых – наказанию подлежал противник, находившийся в густонаселенном Могадишо, а в Панаме АС-130Н зарекомендовал себя как система вооружения, способная с высокой точностью поражать цели в городской застройке. Вашингтон принял решение усилить и сухопутную группировку американских войск в Сомали.

Перелет из Халбарт-Филд в Джибути «ганшипы» (с/н 69-6568, 69-6570, 69-5674, 69-6577) выполнили за сутки, 9-10 июня 1993 г., с одной промежуточной посадкой в Торрехоне, Испания.

АС-130Н с/н 69-6570, снимок начала 90-х гг.
АС-130Н с/н 69-6570, снимок начала 90-х гг.

Кампания «давления» на Национальный фронт Айдида началась в ночь с 11 на 12 июня. В течение пяти ночей силы Айдида подвергались интенсивным обстрелам с земли и с воздуха. Передаваемые по громкоговорителям призывы к мирным жителям не высовывать носы из укрытий предваряли действия авиации. Затем начинали работать боевые вертолеты и «ганшипы». На сухопутных миротворцев возлагались задачи определение целей для ударов авиации, захват пленных и подсчет трофеев.

Трофеи, Сомали, 1993 г.
Трофеи, Сомали, 1993 г.

Три «ганшипа» перелетели из Джибути в международный аэропорт Могадишо вечером 11 июня 1993 г., борт «69-6568» остался в Джибути.

Самолеты взлетели из аэропорта воре после полуночи. Экипажи получили задачу обстрелять заранее известные цели: казармы Национального фронта, бронетехнику, склады вооружения и здание, известное как «сигаретное фабрика». В «фабрике» размещался штаб Национального фронта. Все объекты ударов подсвечивались лазерами и на каждый такой объект было выделено по два авианаводчика из 1-го авиакрыла специального назначения. На крыше здания, где располагалось командование пакистанским контингентом, был оборудован наблюдательный пост. «Ганшипы» работали в предельно комфортных для себя условиях. С земли по АС-130Н не стреляли. Все три "ганшипа" под утро ушли в Джибути, полностью израсходовав боекомплект к 105-мм гаубицам и большую часть боекомплекта к 40-мм пушкам.

На послеполетном осмотре в хвостовой части фюзеляжа АС-130Н с/н 69-6577 обнаружили пробоины. Техники и члены экипажа пребывали в недоумении – откуда, если по самолету никто не стрелял? Тщательный анализ повреждений позволил установить причину – дырки в обшивке проделали металлические части ремня, предназначенного для крепления грузов. Борттехник не проверил положение ремня перед закрытием опускаемой рампы. Рампа закрылась. Ремень остался снаружи и в полете колотил по фюзеляжу, пока не оторвался. Повреждения самолет получил от «вражеского ремня калибра 57 мм». Борттехнику, надо сказать, по жизни пришлось несладко. Дело не в взыскании, которое наверняка последовало. Авиация любой страны держится на заклепках и …, в общем - подшучивании. Годы спустя на новом месте службы борттехнику устроили торжественную встречу с вручением именного ремня, аналогичного «вражескому ремню калибра 57 мм».

В первые две ночи три АС-130Н уничтожили два склада оружия и вывели из строя радиостанцию «Радио Могадишо». В последующие три ночи обстрелам подверглись места скопления техники Национального фронта, еще несколько складов боеприпасов.

АС-130Н, практические стрельбы из 40-мм пушки, Мексиканский залив. 1986 г.
АС-130Н, практические стрельбы из 40-мм пушки, Мексиканский залив. 1986 г.

Последние боевые вылеты были сделаны в ночь с 16 на 17 июня. В этот раз шанс отличиться выпал экипажу АС-130 с/н 69-6568, который ранее оставался в резерве. Уже в первой атаке на самолете встали оба правых двигателя. Экипаж сумел выполнить аварийную посадку в аэропорту Могадишо, но при этом сжег тормоза и стесал пневматики четырех колес основных опор шасси. Зато экипаж в кои-то века получило возможность наблюдать боевую работу своих коллег воочию. Борт «69-6568» все же внес посильный вклад в общее дело. В аэропорту, задолго до рассвета, выполнил посадку АС-130Н, полностью израсходовавший боекомплект к гаубице. Из одного «ганшипа» в другой перегрузили 76 снарядов калибра 105 мм.

В ночь на 16 июня АС-130 последний раз в истории использовал в боевой обстановке бортовой прожектор – с земли попросили подсветить блок-пост на дороге.

В ночь на 17 июня «ганшипы» подвергли обстрелу «сигаретную фабрику». Утром «фабрику», имея цель арестовать Айдида, захватили миротворцы. Айдид скрылся. Командующий американским контингентом в Сомали адмирал Джонатан Хоу (Jonathan Howe) объявил о награде в 25 000 долл. за сведения о местопребывании Айдида и выписал ордер на арест лидера Национального фронта. С этого момента охота за Айдидом стала краеугольным камнем действий американцев в Сомали.

АС-130 с/н 69-6568 пришлось ремонтировать в аэропорту Могадишо. Запасные части и техники прибыли из Джибути на борту военно-транспортного С-141. Ремонт занял четыре дня, после чего неудачливый борт перегнали в Джибути. АС-130Н с/н 69-6568 носил гордое наименование «Night Stalker». После июня 1993 г. эта машина получила новое имечко – «Sick-Eight» (больная восьмерка); на фюзеляже его, понятно, не написали.

18 июня президент Клинтон объявил о завершении операции, успешном конечно:

- Айдид полностью лишился своей военной машины.

«Ганшипы» выполнили еще несколько патрульных полетов над Сомали, огня в которых не открывали. Всего четыре АС-130Н в июне-июле 1993 г. выполнили над Сомали в 32 вылета, засчитанных как боевые. Расход боеприпасов оказался скромным – около 600 снарядов калибра 105 мм и порядка 1000 снарядов калибра 40 мм. Приказ покинуть Джибути поступил 4 июля. К этому времени экипажи «ганшипов» полностью сменились – ротация, обычная для экспедиционных частей вооруженных сил США. Все четыре АС-130/Н перебросили из Джибути в Италию на авиабазу Бриндизи для участия в боевых действиях на Балканах.

Вооруженные силы Айдида в результате ночных налетов понесли некоторый ущерб, не более того. Заявление Клинтона было заявлением политика, сделанным на публику. Тактический успех американцев в Могадишо обернулся ростом поддержки Национального фронта по всей территории Сомали. Возросло количество нападений на миротворцев ООН, публичных акций протеста. 2 июля в засаду попали итальянские миротворцы: трое погибло, 21 человек получили ранения. В середине июля боестолкновения между миротворцами и отрядами Национального фронта происходили ежедневно. 8 августа на мине подорвался джип военной полиции США, погибло четверо. В ответ 12 июля американские боевые вертолет нанесли удар по штабу Национального фронта, Айдид и его соратники опять избежали гибели. В августе американская техника дважды подрывалась на минах, результат - еще 22 убитых и шестеро раненых американцев.

Улица в Могадишо, 1993 г.
Улица в Могадишо, 1993 г.

Использованы фото из Национального архива США.