Моя старая статья на историческую тему - о одном из самых известных в истории России уходе в монастырь. Статья была написана в конце 2010 года после того, как некоторые либеральные СМИ и блоггеры стали распространять слухи о том, что якобы Людмила Путина ушла в монастырь. Приятного чтения!
Великий князь Московский Иван III Васильевич был государем сильным, незаурядным и серьезным. Современники даже называли его Грозным, но история распорядилась так, что прозвание Грозный накрепко пристало к внуку его, Ивану IV Васильевичу Грозному, а Ивана III стали называть Великим. И недаром! Именно при Иване Великом Русь, ранее бывшая вассалом Орды, не только обрела независимость, но и подхватила, после женитьбы Ивана Васильевича на византийской принцессе Софье Палеолог, знамя захваченного турками Константинополя и стала третьим Римом.
Наследником Ивана Великого должен был стать его старший сын от первой жены - Иван Молодой. Но он рано умер, и при дворе началась борьба за великокняжеское наследство. Образовалось две партии. Первая считала, что наследником Ивана Васильевича должен стать его внук, сын Ивана Молодого Дмитрий Иванович; а вторая, возглавляемая Софьей Палеолог, стояла за старшего сына Ивана и Софьи - Василия. Хитрая гречанка Софья (Зоя) была мастерицей интриг и сумела победить, то есть добыть великокняжеский престол для своего сына. Вот об семейных делах этого великого князя Василия III Ивановича (1479 —1533) и будет наш рассказ.
Когда пришло время Василию жениться, устроили смотр невест. На том смотре Василий выбрал себе в жены девицу Соломонию Сабурову. Род Сабуровых был татарского происхождения и не очень знатный – Сабуровы не были даже боярами - но прекрасная Соломония очень уж понравилась Василию.
Поначалу великокняжеская чета жила счастливо. Но шли годы, а Соломония все не рожала, и великий князь тревожился все больше и больше. Он запретил братьям своим жениться, опасаясь притязаний возможных племянников на трон (позже это решение Василия вышло России боком – осталась она в Смуту без царя в голове), ездил с женою по монастырям и святым местам, горячо молился, но все было тщетно – Соломония не беременела. И тогда, после 20 лет супружества, Василий задумал развестись с женой.
Дело это было щекотливое, и великий князь обратился за советом к духовенству. Некоторые архиереи осмелились бросить князю правду в глаза (что Бог сочетал, то человек да не разрушает), и даже сравнивали Василия с царем Иродом, взявшим за себя жену своего брата еще при жизни последнего, но большинство церковнослужителей сказали то, что и желал услышать от них великий князь: «Княже! Бесплодную смоковницу посекают и бросают в огонь!»
И Соломонию насильно постригли в монахини и отправили в монастырь. Во время обряда пострижения она сопротивлялась и кричала так, что один из присутствующих бояр даже ударил ее со словами: «Как смеешь ты противиться воле великого князя!»
И вселенские патриархи, и народные массы осудили князя за развод с женою. Вступление его во второй брак с литвинкой Еленой Глинской, и то, что князь, желая угодить молодой жене, стал вдруг подстригать бороду и носить «европейское» («польское») платье, также не прибавило ему популярности, и по Руси поползли странные слухи. Говорили, что обвинения Соломонии в бесплодии были ложны, что постригли ее уже беременной; рассказывали, что через полгода после пострижения, 6 мая 1526 года, в день Георгия-Победоносца, родила она сына, названного Георгием, и отдала его надежным людям. Впоследствии этот Георгий якобы стал легендарным разбойником Кудеяром (помните некрасовское «Было двенадцать разбойников, был Кудеяр-атаман…»?)
Были ли у этих слухов основания? Да, и весьма серьезные.
1) Соломония вышла замуж пятнадцатилетней, в момент пострижения ей было всего 35, это вполне детородный возраст.
2) Очень похоже на то, что виновником бесплодия великокняжеской четы была не Соломония, а Василий. Он не был импотентом, не был и полностью бесплодным, но какие-то проблемы в половой сфере у него однозначно имелись. Это подтверждается тем, что и вторая супруга Василия, Елена Глинская, тоже забеременела не сразу, а через три года. Кроме того, явно прослеживается, что с Василия Ивановича началось вырождение линии Рюриковичей (точнее одной из линий Рюриковичей - линии князей московских). Линия выродилась буквально за три поколения и в Смуту прервалась.
3) Поведение Соломонии во время пострижения тоже может рассматриваться как косвенное подтверждение ее беременности. Противиться (в 16 веке!) воле мужа и великого князя могла лишь женщина, имеющая на то серьезные основания – не естественную обиду и ревность брошенной жены, а что-то куда более существенное.
Так или иначе, дело было сделано. Соломония молилась и плакала в монастыре, а вторая жена Василия, Елена, наконец-то родила великому князю наследника, будущего Ивана IV Грозного. Тут же поползли по Руси новые непотребные слухи: дескать, не сам великий князь себе сына заделал, а с помощью конюшего Овчины-Телепнева-Оболенского. В одном из прочитанных недавно мною исторических романов (не помню его названия, слишком много я всего прочитала!) монахиня София, бывшая великая княгиня Соломония, услышав о сыне Елены Глинской, ядовито говорит: «Эх, глупа я была! Надо было и мне в свое время найти добра молодца… И налюбилась бы я всласть, и наследника бы князю родила!»
Слухи об отцовстве Овчины-Телепнева-Оболенского я лично считаю несостоятельными. Правду мы уже вряд ли узнаем. Но если бы Овчина подлил в великокняжеское семейство своей буйной кровушки, потомство получилось бы прекрасным, здоровым и сильным. Этого не произошло, и вырождение линии князей московских продолжилось. Что из этого вышло - вам известен конец: династия прервалась и наступила смута...