Меркель связалась с Лукашенко по телефону, и они пытаются вместе решить проблему беженцев на белорусско-польской границе
Андрей Правов
Кажется проблема с толпами беженцев, замерзающих на холодной земле возле проволочного забора на границе между Белоруссией и Польшей, получила хороший шанс на скорое решение. Во всяком случае так хотелось бы думать исходя из очень обнадеживающей информации о телефонных переговорах между уходящим канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Белоруссии Александром Лукашенко.
До этого, как известно, Меркель, несомненно являющаяся одной из главных политических фигур Евросоюза, если не самой главной, разговаривать с Лукашенко воздерживалась. Она предпочла говорить на темы кризиса с беженцами с президентом России Владимиром Путиным. Однако тот четко перенаправил ее к белорусскому Батьке, подчеркнув, что Москва действительно не имеет никакого отношения к происходящему на польско-белорусской границе.
Вероятно, фрау Меркель для того, чтобы пойти на телефонный разговор с Лукашенко, потребовались немалые волевые усилия. Возможно, ей даже пришлось поступиться рядом принципов. Однако сам факт, что госпожа канцлер, а точнее сегодня госпожа и.о. канцлера, пошла на внутренний компромисс, говорит только в ее пользу. Это еще раз подчеркивает масштабность ее фигуры в нынешней Европе, тот факт, что для этого политика важнее всего дело и возможность решать возникшие сложные проблемы. А вовсе не твердость характера и участие в игре «кто первый сморгнет».
Многие же остальные политические фигуры нынешней Европы, по многим оценкам, становятся все более мелковатыми. Там уже много лет не наблюдается ни Де Голля, ни Аденауэра, ни Ширака с Тэтчер. Так, все больше какая-то «мелочь», причем иногда даже не всегда причесанная. Только гонора много.
Вот и сейчас разнообразные европейские политические деятели, на национальном уровне и представляющие Евросоюз, произносят жесткие заявления относительно срочной необходимости решения возникшей проблемы с беженцами, а те продолжают сидеть ночами возле костров на голой земле. Причем вместе с женщинами и детьми.
Правда президент Польши Анджей Дуда попытался решить проблему, связавшись по телефону с известной белорусской домохозяйкой Светланой Тихановской и обсуждая возникшие проблемы именно с ней. Однако думаю, что и сам пан президент мало надеялся на серьезный эффект от данного разговора. Очевидно, просто хотел еще раз продемонстрировать всем, что признает именно победу Тихановской на президентских выборах прошлого года в Белоруссии. И не признает победы Лукашенко. Что же, продемонстрировал… Но кризис продолжается.
Каков будет эффект от разговора между Меркель и Лукашенко, покажут уже ближайшие дни. Думаю, что намного большей, чем от беседы Дуды с Тихановской. Во всяком случае, согласно заявлению белорусского президента, они с Меркель «пришли к единому мнению, что эскалация никому не нужна». Теперь, по словам Лукашенко, и.о. немецкого канцлера обсудит эту тему с другими членами Евросоюза, а сам Батька проведет совещание по обстановке на границе с белорусскими ответственными лицами. А затем последует уже новый телефонный разговор между лидерами ФРГ и Белоруссии. Пока же, Лукашенко и Меркель договорились не озвучивать конкретику их обсуждений.
Каким же может быть план, который обсуждают стороны? Согласно ряду утечек в прессу, в частности решением проблемы мог бы стать «коридор безопасности», который был бы проложен через польскую территорию до границы с Германией. Ведь, как известно, все беженцы, поголовно, указывают на то, что они вовсе не стремятся оставаться в Польше, а нацелены именно на немецкие земли. У многих там уже находятся родственники и знакомые, которые могут помочь обустроиться. И в Германии, как известно, власти выдают прибывшим солидные пособия для жизни.
Что касается такого варианта, то кажется поляков он скорее не устраивает. Они вообще не хотят пропускать к себе беженцев. Ни в каком виде, даже «через коридор», на автобусах. До этого, еще в начале кризиса с беженцами в 2015 году, как известно, Евросоюз обращался к Варшаве с призывом принять у себя некоторое число выходцев с Ближнего Востока. Но польские паны категорически отказались, заявив, что не примут никого. При этом они ссылались на то, что уже обеспечивают работой прибывающих к ним украинцев. И этого, дескать, достаточно. А арабов, афганцев, африканцев или курдов в Польше видеть не хотят. Это, дескать, носители иной культуры, и они могут создать проблемы для общества.
Возможно, в последнем поляки отчасти и правы. Но здесь также следует учесть, что беженцы с Ближнего Востока создают проблемы и для других европейцев. Для итальянцев, испанцев, французов и тех же немцев. Однако их страны все же беженцев у себя принимают, оставляют жить и платят пособия. Это, дескать, является одним из принципов Евросоюза. Раздаются даже голоса, что поляки, дескать, хотят брать от ЕС только выгоды, в частности, финансирование экономики. Когда же дело доходит до того, чтобы выполнять «неприятные обязанности», исходящие из членства в Евросоюзе, то они устраняются.
Так происходит во многих случаях. Польша, например, вообще отказывается признавать первичность законов ЕС над своими местными. К этому, в частности, недавно призвал даже Конституционный суд страны. Его решение - сначала законы Польши, а потом уже Евросоюза. И «за бортом» здесь остаются очень многие либеральные начинания современной Европы. Такие, например, как признание прав ЛГБТ и тем более однополых браков. В Польше отрицательно относятся к легализации абортов. И, конечно же, отказываются принимать у себя массы мусульман с Ближнего Востока. Возможно они во многом и правы, но в таком случае не следовало бы и вступать в Евросоюз. Ведь, как говорят, в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Кажется, в Брюсселе уже просто устали «воевать» с поляками. Хотя еще несколько недель назад там угрожали лишить «строптивую Варшаву» финансирования, даже на борьбу с коронавирусом. Однако после начала кризиса на границе, кажется, весь гнев Евросоюза растворился. Ведь, как сейчас подчеркивают сами поляки, они превратились в «надежных стражей» границ ЕС. Так что получается, что от кризиса Варшава выиграла.
Но что же делать? Как перебросить беженцев в Германию. Здесь, опять же согласно утечкам в прессу, обсуждается и еще один вариант – по воздуху. В частности, самолетами в Мюнхен, мэр которого уже якобы высказался, что может принять у себя несколько тысяч человек. А, по некоторым данным, и Лукашенко заявил, что мог бы дать такое указание белорусской авиакомпании БЕЛАВИА.
Об этом, в частности, по некоторым данным Меркель и Лукашенко говорили по телефону. Если так, то и кризис может разрешиться.
Однако кажется данный телефонный разговор поляков в восторг скорее не привел. «Исторический опыт подсказывает нам питать обоснованные опасения по поводу переговоров, ведущихся через нашу голову», - пишет в данной связи польское издание WPolityce. Оно указывает, что подобное недовольство могут выразить и в соседних с Польше странах - Латвии и Литве, которые также уверены в том, что имеют здесь право на «свою позицию». Ведь беженцы в том числе иной раз стремятся пройти и через их территории.
Однако, кажется, в Евросоюзе думают иначе. Очевидно, там не могут не понимать, что всего этого нынешнего кризиса с беженцами могло бы и не быть, если бы не непомерная активность тех же Варшавы и Вильнюса, явно ставящих перед собой цель свержение режима Лукашенко в Белоруссии. Это отчетливо показали события прошлого года, когда те же поляки и литовцы организовали на своих территориях штабы белорусской оппозиции и редакции различных телеграмм-каналов, откровенно призывавших белорусов выходить на улицы. Вплоть до того, что через эти каналы давались советы по каким улицам Минска следует идти протестующим демонстрантам и на какие площади.
Да, сегодня, на мой взгляд, нельзя исключать и того, что Батька каким-то образом отчасти может быть и причастен к нынешнему кризису. Хотя он его, безусловно, не организовывал. Переправкой беженцев через Белоруссию и Польшу в Европу уже несколько лет занимаются некоторые частные фирмы в самом Евросоюзе, по многим оценкам иной раз криминальные. Просто белорусская сторона перестала противиться их такой работе, в частности доставке этих беженцев самолетами из стран Ближнего Востока в Минск. В том числе закрыв глаза и на действия со стороны белорусской БЕЛАВИА, расширивший географию своих рейсов. Вот поток беженцев и возрос, причем сильно. А что делать? Это произошло после запретов на полеты для белорусской авиакомпании в столицы Евросоюза. А зарабатывать деньги ей как-то надо.
И обижаться здесь на Батьку опять же вряд ли справедливо. Ведь он до этого никого в Европе, что называется, «не трогал», а только защищается от нападок. Это где-то в Евросоюзе, и, по многим данным, в первую очередь в Варшаве решили, что им лучше было бы иметь «более демократического соседа» и начали атаку на Лукашенко. Что же? Получите «ответку». Так часто бывает. Не следует будить Лихо, пока оно тихо…
И еще, политические аналитики в Брюсселе скорее всего просто не просчитали, чем может ответить Лукашенко на все откровенно недружеские действия со стороны ЕС. Такие, как поддержка оппозиции, причастной к попытке государственного переворота, экономические санкции и отказ признавать итоги президентских выборов.
А белорусский Батька, кажется, действительно нашел «больное место» Евросоюза. Причем европейцам и обвинить его по сути дела не в чем. Имеют право авиакомпании летать с Ближнего Востока в Минск? Да, конечно. Имеют они право привозить в белорусскую столицу пассажиров, купивших у них билеты? Безусловно. Обязаны белорусские пограничники не пускать беженцев в Польшу? Нет, это уже не их дело.
И вообще в сложной ситуации поведение белорусской стороны достойно только похвалы. Она доставляет попавшим в беду людям пищу и воду, ее врачи оказывают помощь пострадавшим.
Что же касается поляков, то они ведут себя жестоко. Их пограничники бьют беженцев дубинками, насильно выкидывают прорвавшихся через ограды людей обратно, за проволочный забор. Установили водометы, которые намерены задействовать, в том числе против и без того замерзших женщин и детей. Где же здесь европейские ценности? Где гуманизм?
Не понимать такое истинное положение вещей в Брюсселе не могут. Надо срочно как-то «спасать лицо». Вот и приходится одному из главных политиков Евросоюза идти на контакт с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, вести с ним почти часовой разговор и совместно пытаться решать как найти выход из создавшегося положения.
Так что похоже, что белорусский Батька выходит из жесткой схватки с Евросоюзом очень даже достойно.
А вы как считаете?