Когда я только начинал писать цикл о телепрограммах-долгожителях, я даже не представлял масштаба этой темы. Казалось бы, вот оно, "Поле чудес", вот "100 к 1", ну может быть ещё КВН и "Что? Где? Когда?". Но, по здравому размышлению, таких программ на нашем телевидении ещё очень много.
И сегодня я хочу поговорить с вами о программе, ставшей символом детства для миллионов советских и российских детей и единственным реликтом советского телевидения 60-х, сохранившемся до наших дней. Спокойной ночи, малыши!
Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я иногда пишу о кино и сериалах, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах"
Как оно всё начиналось
А началось всё в 1963 году, когда советское руководство озаботилось тем, что советское же телевидение, уделяя большое внимание воспитанию советского человека в парадигме следования моральному кодексу строителя коммунизма, как-то упустило из виду самую маленькую аудиторию, которую черно-белые движущиеся картинки из большого ящика тоже привлекали, да ещё как. Маленького же зрителя тоже надо было воспитывать - чтобы он чистил зубы, мыл руки перед и зад едой и не обижал других людей. Не забывали, впрочем, и о развлекательной составляющей - мало кому захочется слушать нотации, если за них не полагается хоть какое-то вознаграждение.
И вот так сложилось, что главный редактор редакции программ для детей и юношества Валентина Фёдорова, побывав как-то в ГДР, увидела там передачу восточногерманского канала DFF, под названием «Unser Sandmännchen» («Наш Песочный человечек»). Это был показ детского фильма или мультфильма, который заканчивался тем, что Песочный человек (этакий аналог Морфея из западноевропейского фольклора, про которого ещё Металлика песню спела) рассыпал волшебный порошок, который приносил детям сон. В ГДР эта программа имела просто-таки бешеный успех и Фёдорова решила попробовать концепт и в СССР.
Поначалу программа, первый эфир которой состоялся 1 сентября 1964 года, напоминала собой диафильм - на фоне статичных картинок (чтобы не перевозбуждать детей младшего дошкольного возраста) приятный голос диктора читал какую-нибудь сказку. Впрочем, достаточно быстро обнаружилось, что надолго привлечь внимание ребенка простой картинкой практически невозможно, да и взрослые засыпали под "Спокойной ночи, малыши" куда быстрее своих детей, отчего было решено показывать чуть более динамичное зрелище - кукольные пьесы и небольшие сценки, разыгрываемые актерами МХАТа и Театра сатиры (оцените размах!). Казалось бы, далеко до привычного всем вида и концепта передачи? Зато песня "Спят усталые игрушки" была уже тогда - её написал Аркадий Островский на стихи поэтессы Зои Петровой, правда песня тогда не имела третьего куплета, который был дописан лишь в 1982 году. Другой символ передачи - знаменитая заставка за авторством Александра Татарского появилась лишь в 1981 году и практически сразу стала культовой.
А вот узнаваемый облик передача обрела лишь к началу 70-х, когда, наконец, всяких там буратин и мямликов заменил квартет Фили, Хрюши, Степашки и Дюши Метелкина примкнувшей к ним в 1979 году Каркуши, периодически разбавляемый другими кукольными персонажами. Сложился и окончательный формат передачи, сохранившийся до сих пор - небольшая интермедия, посвященная тому самому правильному поведению, и небольшой мультфильм (ну или кусок более длинного мультфильма) в конце. Тогда, кстати, не сильно заморачивались прайм-таймами и рекламой, отчего "Спокушкам" был выделен весьма жирный по нынешним временам кусок эфирного времени - 20.30 на Второй программе ЦТ, причем сама программа шла полчаса, чего вполне хватало и на воспитание, и на развлечение, а не на освоение бюджетных средств.
Недетские страсти в детской передаче
Передача постоянно развивалась - число кукольных зверей постоянно росло, передача иногда покидала студию и при этом в чисто детское развлечение исподволь вклинивалась взрослая жизнь. Вот например, когда в Москву приезжал Фидель Кастро, из "Спокушек" начисто убирали Филю, мол созвучие имен может вызвать недовольство высокого гостя. Впрочем, лично я очень сомневаюсь в том, что Фидель лично смотрел детские передачи, зато вот в чем я точно уверен, так это в том, что советский народ прекрасно видел, до какого маразма можно дойти, если во всем искать идеологический подвох.
А в 1982 году программу чуть не сняли с эфира. Незадолго до того умер Брежнев, который "Спокушек" дичайше котировал (особенно Степашку), а новые руководители государства уже не были добрыми, но маразматичными дедушками, отчего сверху на создателей передачи свалилась директива - кукол не использовать, детям показывать мультфильмы и дикторов ЦТ. На это советский народ ответил ворохом анекдотов и писем в редакцию - полюбившихся героев вернуть, как было.
Хрюша и Степашка вернулись лишь во времена правления Горбачева, впрочем, и тогда не обошлось без приколов - показ мультфильма "Лягушка-путешественница" на время поездки генсека в Америку решили отменить, чтобы не вызывать лишних ассоциаций. Из-за этих же ассоциаций, постоянно возникающих у руководства ЦТ, из передачи был убран Мишутка, мало того, что тезка Михал Сергеича, так ещё и с похожим кубанским говорком.
Впрочем, это всё были цветочки. Ягодки начались в 1991 году, когда в процессе приватизации руководством РСФСР второй всесоюзной кнопки "Спокушки" оказались на грани закрытия. Тут же оказалось, что в этой стране можно менять правительства и общественный строй, но святое трогать нельзя - при первой же попытке закрытия программы вой возмущения достиг Останкино чуть ли не со скоростью света. Тогда всю эту компанию взяла под свое крыло РГТРК "Останкино", а сама передача переехала на 1-й канал Останкино, где и будет существовать ещё десять лет.
Возвращение на вторую кнопку случилось в 2002 году, причем как бы не пыжились на РТР, триумфальным его не назовёшь. Причин для переезда было много, но основной стало то, что прерывать программу рекламой было как-то не по-людски, а время у передачи было самое рейтинговое. Из-за этого "Спокушек" теснили всё ближе к 21.00, стремясь показывать как можно больше рекламы до их начала. В результате сама передача длилась смешные 6 минут, вместо 15, указанных в программе.
Впрочем, ВГТРК тоже не слишком-то сильно хотела терять жирные рекламные деньги, отчего сперва программа оказалась на "Культуре". Но "Культура" тогда ловилась не везде, да и качество приема оказалось так себе, отчего, скрипя зубами, "Спокойной ночи, малыши" передвинули на РТР, сократив её вообще до пяти минут.
Вторая кнопка свой чемодан без ручки тащила аж до 2015 года, когда на ВГТРК наконец догадались перенести детскую передачу на детский же канал - "Карусель", созданную в 2010 году. С тех пор "Спокушки" обитают именно там, прекратив, наконец свою историю деградации из-за коммерческих интересов взрослых дядь и тёть.
Заставки
Несмотря на то, что наиболее известной заставкой является "пластилиновая" заставка 1982 года, заставок у передачи было несколько. Хронологически первой была заставка с часами, за авторством художницы Ирины Власовой. Состояла она всего из одного кадра, который затем сменялся крупным планом часов с маятником.
В 1971 году заставка стала цветной
Ну и в 1982 году появилась заставка, которая стала классической - с пластилиновой анимацией и нормальным, без подсмыслов, посылом - пора спать, а завтра всё будет ещё лучше.
На темные времена передачи пришлись и самые криповые заставки - готическая заставка режиссера Владимира Самсонова.
И знаменитая стремная заставка с волшебным кроликом за авторством Юрия Норштейна.
Между ними, кстати, была вполне себе жизнерадостная заставка с длинным коридором и дверями, которую, как оказалось, многие тоже любили.
И лишь в 2002 году вернулась классическая заставка имени Татарского, которую осовременили при помощи компьютеров.
Впрочем, именно тогда я "Спокушки" смотреть и перестал.