Найти тему
Анастасия Миронова

"Восстание масс" наоборот. Чтобы продать масс-продукт, современному человеку внушили, будто он неповторим

Сегодня прочитала у Дмитрия Ольшанского о том, что современного человека водят за нос и стимулируют потреблять масс-культуру и масс-услуги обещаниями проявить его индивидуальность. Отличная заметка, увы, только в Фейсбуке.

Картинка с сайта phonoteka.org
Картинка с сайта phonoteka.org

Это же моя тема, я давно и много об этом думаю. Когда-то я писала о том, что современного человека сделала реклама, которая с пеленок внушает, что он самый лучший и достойный, что он настоящий король и босс. Это деформировало новые поколения.

Да вот же, аккурат вчера, я писала о том, как этот комплекс отражается на современной поэзии, где идет шквальный поток посредственного верлибра. Бум писательства, весь этот верлибровый шлак - тоже ведь следствие внушения обывателю мысли, будто он очень интересен, неповторим, ценен. Отсюда следует и другая проблема, в перспективе уже угрожающая конкретными последствиями для технического прогресса и экономики: постоянно твердят, что главное - раскрыть себя, рассказать о себе, главное - продуктивность, позитив (хотя это - из предыдущего поколения, 25-30 лет). Отрицается ценность опыта, навыков, в конце концов, таланта. Множество людей сегодня уверовали, будто для успеха не нужно все перечисленное, а требуется только стремление к успеху. Это та же самая проблема обожания индивида, выплеснутого на человека маркетингом. Эти поколения сделала реклама, она им внушила, что они все лучшие и достойны лучшего, интересны другим лучшим просто так, без усилий. Чтобы стать лучшим писателем, не нужно родиться с талантом, много читать и писать - достаточно купить курс литературного мастерства из семи занятий, то есть, проявить решимость, набраться уверенности.

Это ведь своего рода новая блажь большевизма. Чтобы стать, надо всего лишь хотеть

У тебя нет в Инстаграме 5000 подписчиков не потому, что ты никому не интересен, а потому что как следует не захотел и не знаешь, как показать твою индивидуальность. Иди на недельные курсы блогеров и у тебя все получится. Кстати, если набрать последнюю фразу в Фейсбуке, он выделит ее жирным.

Вот она, иллюстрация. Вранье, подкинутое обывателю маркетологами. Вера в то, что ты не наверху пирамиды только потому, что еще не воспользовался средствами достижения успеха, а не потому, что ты не нужен и не интересен. Сейчас как-то поутихли с "Восстанием масс" (еще недавно все подряд кстати и некстати его поминали). А зря. Самое время обсудить: Ортега-и-Гассет не заглядывал так далеко. Он предсказал власть толпы, получившей доступ на историческую сцену. Но философ не догадался, что наступит время восстания имитированной индивидуальности. Вдумайтесь только: чтобы продать масс-товары и масс-услуги, вроде разных психологических тренингов, психотерапии и курсов карьерного роста, массовому человеку внушили, что он неповторим и самоценен.

И он купился! Если с детства говорить человеку, что он достоин самого лучшего только потому, что он есть, человек и впрямь уверует, будто это правда. И что весь мир устроен таким образом, чтобы лично ему это лучшее поставлять. А как только поверил, можно его по полной пускать по маркетинговому кругу, он послушно все купит, везде будет ходить и еще станет страшно гордиться тем, что потребляет товары и услуги для избранных индивидуальностей.