Этот случай произошёл на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Ещё во время Литургии я чувствовал, как гудел виброзвонок телефона в кармане подрясника. После службы, едва я успел снять облачение, телефон снова загудел.
Звонила, судя по голосу, совсем ещё молодая девушка:
— Батюшка, наша бабушка лежит в больнице, в реанимации. Можно ли её покрестить? Помогите!
— Покрестить? А в каком она состоянии? — спросил я.
— Врачи говорят, в очень тяжёлом. У неё инсульт случился, и, кажется, пневмония. Ей уже 82 года.
— Она в сознании?
— Мы вчера говорили с врачом, она хоть и с большим трудом, но что-то говорит. Сегодня ещё не знаем, как она.
Да уж задача возникает, закрутилось у меня в голове… Со многими неизвестными.
— Она сама-то хотела креститься? — спросил я.
— Бабушка всю жизнь сетовала, что её мама не покрестила в детстве, как других своих детей. Сама хотела, церковь всегда уважала, носила туда вещи. Но вот так и не собралась сама. В старости склероз и деменция пришли, и она уже о крещении не вспоминала. Теперь вот умирает в реанимации.
Да уж, эти, как я их называю, «качельные истории» возникают с завидной регулярностью. И нужно найти правильное решение за короткий период времени.
— Человека без сознания по каноническим правилам нельзя крестить. Должна быть его воля проявлена, хотя бы он дал знать, что хочет этого. В крайнем случае, известно, что человек активно шёл к этому, но болезнь помешала.
— Такого, чтоб она активно этого хотела, не было, хотя вела в общем-то христианскую жизнь. Скоро будем звонить врачам, спросим, сможет ли она покреститься, — добавила звонившая.
— Хорошо, узнайте.
Я присел на табуретку в алтаре, пытаясь сложить всё в голове воедино. Что мы имеем? Бабушка совсем тяжёлая, скорее всего, уже ничего не скажет. Может, даже в коме. Активно к крещению не шла. Сейчас вот родственники за неё хлопочут. Можно ли её крестить? Ясного ответа не было.
Часа через полтора внучка опять позвонила.
— Батюшка, скорее всего ничего не получится. Врачи сказали, что она в прострации и не понимает, где она и что происходит вокруг. К тому же медикаментозный сон. Давайте оставим всё как есть.
Можно было вполне закончить на этом разговор и спокойно разойтись, но что-то меня удерживало… По опыту знаю, что лучше всего на месте всё оценить, поскольку люди довольно часто видят картину по-разному. Даже в коме человек, бывает, слышит, что происходит вокруг, и даже приходит в себя. Господь управляет всем лучше нас.
— Знаете, я всё-таки склоняюсь сходить к ней, посмотреть всё на месте. Всякое бывает.
— Ну, я не знаю, вам виднее, — добавила в трубку внучка.
Я быстро собрал всё необходимое — святую воду, елей, миро, немного святой Крови.
Всю дорогу до больницы я молился, просил Господа вразумить меня, и управить всё по Его воле. Больше всего я боялся, что она окажется в глухой коме, и тогда придётся брать на себя это решение — крестить или не крестить.
Зайдя в палату, я увидел справа сухонькую старушку, лежащую с закрытыми глазами. Подошёл поближе и тронул её за плечо. Бабушка вдруг открыла глаза и посмотрела на меня.
— Здравствуйте, я священник. Вы хотите креститься? — спросил я.
— Да, — тихо-тихо ответила она и посмотрела на меня так, как будто только и ждала этого вопроса.
Бабушка снова закрыла глаза и уже больше не открывала их за всё время священнотаинства.
Я быстро разложил все принадлежности, капнул елея в крещенскую воду и начал чин краткого крещения. У меня внутри всё аж играло от радости: «Надо же, сама хочет!»
— Крещается раба божия Валентина, во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь, — произнёс я наконец, чувствуя, что будто огромный камень падает с моих плеч.
После крещения я сразу миропомазал бабушку, пособоровал и причастил Святых Тайн, как только что народившуюся христианку. Она лежала спокойная, умиротворённая, уже в каком-то своём ведомом только Богу мире.
Выйдя из больницы, я набрал номер внучки и сказал:
— Могу вас обрадовать, ваша бабушка сама захотела креститься, сказала «да». Теперь она христианка. Кажется, внучка захлебывалась от радостных слов, были слышны в трубку и радостные голоса других родственников.
— Видимо, ваша бабушка делала много добрых дел, раз Господь сподобил её вот так покреститься? — спросил я.
— Вы знаете, — ответила внучка, — наша бабушка никогда никого не осуждала и всегда пыталась нам помочь из своих небольших средств. В ней это всегда было, христианское.
Я ехал на машине домой, дворники методично разгоняли воду с лобового стекла. В голове то и дело всплывали известные всем слова Спасителя: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие». Родиться… Родиться во Христе, стать с Ним единым Телом, прожить с Ним эту земную жизнь, чтобы родиться уже в жизнь вечную. Как всё просто… но как же тяжело даются человеку эти простые вещи. И как же промысел Божий ведёт нас каждого к спасению. Нам бы только следовать ему.
Через два дня уже под вечер снова раздался звонок от внучки Валентины:
— Батюшка, бабушка умерла два часа назад. Помолитесь о новопреставленной!
— Конечно, — ответил я.
Священник Дионисий СЕМЕНЦОВ