Найти в Дзене
LIFT-IMPORT.RU

Как сделать лифты безопаснее?

Оглавление
Фото — Рюноске Кикуно, источник — Unsplash.
Фото — Рюноске Кикуно, источник — Unsplash.

Осень 2021 года, помимо обострения карантинных строгостей, принесла и техногенные проблемы: по всей стране началась настоящая эпидемия аварий вертикального транспорта. Объединяли большинство этих происшествий несколько важных деталей: аварийные лифты были сравнительно «молоды» (ни один из них не достиг истечения 25-летнего срока службы), стояли, как правило, в относительно новых высотных зданиях (более 25 этажей)х, а вопросами их эксплуатации занималась управляющая компания, привлекающая сторонних подрядчиков. Что происходит с лифтовым хозяйством в наших городах и как справиться с потенциально тревожной ситуацией? Попробуем разобраться.

Лифт — не ракета

Одним из самых резонансных происшествий с лифтами стал случай в городе-спутнике Москвы — Красногорске: женщина получила серьёзную травму, когда лифт в высотном жилом доме внезапно и с большой скоростью пошел вверх, не остановившись на заданном этаже. Аналогичный инцидент возник недавно в высотке в Новой Москве, где пострадали отец с маленьким сыном — кабина с большим ускорением поднялась на самый верх многоэтажки, люди получили травмы. Аналогичные случаи были зафиксированы в Барнауле, Красноярске и ряде других городов. И согласно свидетельствам в СМИ, жалобы на странное поведение вертикального транспорта, как свидетельствует пресса, в управляющие компании жильцы подавали неоднократно.

Причина внезапного разгона, судя по скупым описаниям в прессе, может быть разной, но вот то, почему лифт не затормозился при аварийном движении, объясняется одинаково: отсутствием средств аварийного торможения.

Проще говоря, в жилых высотных зданиях были классические ловители падающей кабины, а вот средства защиты от ускорения при движении вверх предусмотрены не были.

Между тем обновленный межгосударственный ГОСТ 33984.1-2016 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке», о проблемах реализации которого было столько споров в профессиональном сообществе, прямо устанавливает необходимость таких устройств: в разделе 5.6.6.1 прямо говорится, что средство защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины, включающее в себя элементы контроля скорости и снижения скорости, должно выявлять превышение скорости, равное 115% от номинальной, и вызывать остановку кабины или, по меньшей мере, снижение скорости до значения, на которое рассчитан буфер противовеса.

Но, как это часто случается, «гладко было на бумаге»: даже новые лифты в высотных домах (25 и более этажей), доля которых в России составляет 27%, достаточными средствами безопасности оборудуются далеко не всегда, и это вполне объяснимо.

Бюрократия или безопасность?

Практически любое усложнение конструкции повышает её стоимость, особенно в случае несерийного производства — это закон экономики. Застройщики же и управляющие компании ориентированы на максимальное снижение издержек, даже если они прямо влияют на безопасность и комфорт жильцов.

«Ловители двустороннего действия, — считает Анатолий Станиславович Щерба, ведущий эксперт ГК LIFT-IMPORT, — вполне реальное техническое решение для строящихся и уже существующих высоток. Однако установить на уже действующие лифты такие устройства сложно, так как придется модернизировать систему, согласуя все через производителя. Поскольку речь идёт об узлах безопасности, которые требуют сертификации, разово это сделать невозможно, нужен системный подход и, соответственно, большие затраты».

Но даже если управляющая компания ответственно относится к своим обязанностям и готова потратить деньги на модернизацию лифтового хозяйства, сделать это очень непросто. Для проведения таких работ, как отмечали эксперты конференции «Осенний лифтопад: почему дорога домой превращается в краш-тест», которая прошла 15 октября 2021 г. в ИА «Национальная Служба Новостей», необходимо соблюсти массу условий.

Например, для этого нужен официальный повод, вроде предписания надзорного органа, или кворум (2/3 от общего количества собственников жилья в МКД) общего собрания собственников, если речь идет о тратах средств на капремонт, что очень сложно организовать. Есть проблемы и с получением кредита для модернизации — поскольку подрядчик по закону обязан установить гарантийный срок пять лет, но сделать этого не может в принципе: такую гарантию способны обеспечивать только производители лифтов.

Слишком человеческий фактор

Экономия на модернизации хотя бы может быть оправдана бюрократическими и финансовыми сложностями. Но есть и другая сторона медали: нарушения в работе лифтов в 90 % случаев являются результатом пресловутого «человеческого фактора».

«Когда мы начали работать в этой профессии — а я окончил Строительный институт в 1981 году, — подчеркивает А.С. Щерба, — за предыдущие 100 лет в Москве упало всего 2 лифта! А сейчас пошёл вал отказов и объяснить это рационально невозможно: запас прочности и надёжности самих конструкций — кабины, противовеса, автоматики, электроники и прочего — заложен в 10–12 раз. <...> Я думаю, виновата экономия на всём: выбирают не те обслуживающие организации, которые действительно работают годами и десятилетиями, а те, которые запрашивают меньшее вознаграждение за услуги. Но у них нет соответствующих специалистов и инструментария».

Всё это происходит при фактическом самоустранении государства — фактически, сегодня за лифтовым хозяйством не следит ни одна официальная организация, а контроль Ростехнадзора уже несколько лет является номинальным. Согласно действующим правилам, которые разъясняются на сайте ведомства, владелец просто уведомляет о вводе лифта в эксплуатацию, а разрешение даётся сразу после контрольного осмотра, часто формального. Не следит «государево око» и за качеством работы и добросовестностью подрядных организаций, главным критерием выбора которых часто является предложенная на тендерных торгах цена.

Результат предсказуем: «Проблема, которая существует не только в новостройках, — объясняет Константин Крохин, председатель Жилищного союза Москвы, — эта проблема есть и уже в домах, которым 10-20 лет, — ненадлежащая эксплуатация. То есть уже управляющие компании, связанные с застройщиком, или просто управляющие компании, связанные с местными органами власти, эксплуатируют лифты ненадлежащим образом. Проще говоря, экономят».

Стоит отметить, что положительные подвижки все же есть: с этого года закон не требует проведения электронного аукциона на обслуживание лифтов с ориентацией исключительно на цену. И это даёт шанс добросовестным компаниям сделать рынок прозрачным и обеспечить безопасность пользователям вертикального транспорта.

В ГК LIFT-IMPORT ещё на стадии проектирования прорабатывают с заказчиком вопросы безопасности при эксплуатации лифтов, а при выборе комплектации обращают пристальное внимание на климатические и сейсмические условия, высоту подъёма и скоростные характеристики оборудования.

Узнайте больше на сайте lift-import.ru, получите консультацию по телефону +7(495)640-74-01 или сразу вышлите техническое задание по электронной почте info@lift-import.ru. Ответим в день обращения!