I. ЦЕНА ЗАВОЕВАНИЙ И ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Живущие в 21 веке от великих преобразователей века двадцатого получили множество важнейших прав и свобод. В конце 19 — в начале 20 века преимущественно в Англии и США движение Суфражисток отстаивали избирательные права женщин и боролись с дискриминацией, которая имела место каких-то 120 лет назад. Это противостояние было борьбой не столько между двумя полами, как может показаться, сколько между прогрессивным движением и обрюзгшей реакцией, держащей в своих руках на тот момент все экономические повода.
Научно-технический прогресс и развитие средств производства, и, в этой связи, исторический прогресс требовали уравнивание прав женщин и мужчин, что и свершилось через борьбу. Век промышленных революций, 19 век, погнал женщин Англии на фабрики в качестве куда более дешевой рабочей силы, чем рабочая сила мужчины.
Чем менее искусства и силы требует ручной труд, т. е. чем более развивается современная промышленность, тем более мужской труд вытесняется женским и детским. По отношению к рабочему классу различия пола и возраста утрачивают всякое общественное значение. Существуют лишь рабочие инструменты, требующие различных издержек в зависимости от возраста и пола.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс «Манифест коммунистической партии»
Активное участие в экономической жизни породило новые общественные отношения, для которых дискриминация, выгодная для отдельного фабриканта, поскольку таким образом он оставлял рабочую силу женщины дешевой, по сути означало господство прежней формы отношений, рабство. И в посему в каждом акте борьбы Суфражисток за свои права нам видится их прогрессивный характер.
Завоевания прав человека упрочила Октябрьская революция 1917 года в России. И снова, больше, чем прежде, на передний план выходит вопрос общественных отношений и экономики. Что произошло? Сменился экономический базис: частная собственность на средства производства, давно переставшая выполнять свою прогрессивную роль, ушла под давлением революции, уступив собственности общественной. Что это означало? Это означало, что не только женщины на этот раз, а целый класс людей, наёмных рабочих, обеспечивающий богатство частному собственнику, получили эту собственность во владение, сбросив с себя ярмо эксплуатации. То, как работает эксплуатация человека человеком в современных реалиях, читайте в предыдущей статье «Я-наёмный работник». Здесь же мы лишь напомним себе о том, что, имея лишь одно средство производства в виде своей рабочей силы, наёмный рабочий реализует его, это средство производства, на рынке труда за минимум средств, который достаточен лишь для поддержания его жизни и жизни членов его семьи. Реализовать свой труд рабочий может лишь тогда, когда его труд увеличивает капитал его нанимателя, лишь тогда, когда наниматель может получить прибыль с использования этой рабочей силы. Эта система была исторически преодолена первым государством пролетариата ценой невероятной. Мы унаследовали такие завоевания рабочих как восьмичасовой рабочий день, возможность отпусков и больничных, образование и медицину, невероятный жилищный фонд и многое другое.
Как мы видим, борьба за человеческое счастье всегда проходила и проходит в плоскости общественных отношений собственности и экономики. Разрешение общественных противоречий — это всегда борьба прогресса с реакцией. И с этой точки зрения реакция, то есть возвращение отношений частной собственности, вернулась и господствует в нашей стране уже 30 лет. Этот процесс не прошёл для нас незаметно, он проходил и проходит для нас очень болезненно. Впрочем, когда та или иная эпоха производственных отношений господствует, но уже не играет прогрессивной роли, нахождение в ней не может быть неболезненным. Да, мы декларируем общечеловеческие ценности свободы и равенства — это, де-юре, признаётся главной ценностью нашего общества! Но ведь они не такие уж и незыблемые. При молчаливом бездействии, аполитичности и смирении их подменяют и изменяют. Они попросту обесцениваются, а вместе с ними обесценивается и сам человек.
«Она [буржуазия — класс капиталистов] превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.»
Карл Маркс и Фридрих Энгельс «Манифест коммунистической партии»
В этой статье, впрочем, мы не ставим цель анализировать политическую линию нашего государства или присущую ей бедность и безденежье, коснувшееся более 20 млн. наших сограждан. Мы поговорим о вещи более глубокой, сложной, но явной, которая касается нас каждый день и буквально витает в воздухе — об отчуждении.
II. ОТЧУЖДЕНИЕ КАК «НОРМА ЖИЗНИ»
Что есть отчуждение как таковое? Если взять толковую формулу из словарей, то мы получим такое отношение объекта к субъекту, которое возникает после разрыва единства между, собственно, объектом и субъектом. Определяется весьма витиевато, но понять это совсем нетрудно. Представим, что автор данного материала занимается гончарным делом и изготавливает, например, глиняные горшки. Что для этого необходимо автору? Глина в качестве сырья, гончарный круг для формовки и гончарная печь для обжига глины в качестве средств производства, и, пожалуй, самое важное — труд. Без труда автора глина так и останется глиной, всего лишь сырьём. Без труда автора не нужны ни гончарный круг, ни печь, так как необходимая работа не производится, её некому и нечем производить. Следовательно верно то, что из готового горшка фактор труда убрать просто невозможно. Поскольку труд — это нечто единое с автором, а само изделие, логично будет сказать, тоже принадлежит ему.
Но так ли это? Тут всё зависит от того, кому принадлежат средства производства — гончарный круг и печь. Это и есть отношение к собственности на средства производства, одно из ключевых понятий в марксизме. Если бы автор был ремесленником и в его собственности находились бы гончарный круг и печь, то с полным правом автор назвал бы горшок своим, мог бы полноправно владеть, распоряжаться и пользоваться им. Но, коль скоро мы говорим о дне настоящем, мы прекрасно понимаем, что время ремесленников в сущности прошло, и ни один ремесленник не сможет в полной мере удовлетворить спроса даже на такой не самый ликвидный товар как глиняный горшок. Для удовлетворения спроса в современных рыночных условиях просто необходим наёмный труд, дополнительные трудовые единицы. Так вот, если автор является наёмным рабочим, то произведённый им горшок ему не принадлежит. За сумму таких же и подобных гончарных изделий он получит лишь заработную плату, которая суть есть издержки его нанимателя на рабочую силу. Не будет же его наниматель выкупать изделия автора, который автор сделал на принадлежащих нанимателю средствах производства — это не предполагает ни прибыли, ни смысла.
Таким образом, отчуждение проявляется здесь как совершенно логичный в условиях наёмного труда отъём… труда. Мы сталкиваемся с этим едва ли не каждый день, не правда ли? Разве имеют отношение, например, современные наёмные строители к посторожённым ими домам? Только в том отношении, что они получили компенсацию за свой труд в виде заработной платы — и эта компенсация лишь частична.
III. ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА
Выше, как раз на примере с производством глиняного горшка, мы уже разобрали, как происходит отчуждение человека от результатов его труда. В этом блоке мы лишь обратим внимание на некоторые моменты, связанные с таким видом отчуждения.
Момент первый — абсурдность старания и инициативы. Стоит полагать, что читатель согласится с автором в том, что ни один здравомыслящий человек не станет стараться сделать что-то заведомо во вред себе. Отсюда, коль скоро мы признаём и то, что основной ресурс наёмного работника — это его время и силы, его исчерпаемая и конечная способность к труду, логично, что наёмный работник будет стремиться к минимизации своих издержек, как стремиться к тому и его наниматель. Сделать продукт труда лучше и качественней, получается, невыгодно ни работнику, ни нанимателю. Работник не заинтересован в качестве продукции, он заинтересован в достойной оплате своего труда, что достигается не суммой его стараний, а отсутствием к нему претензий. Наниматель, в свою очередь, как мы уже сказали, стремится к минимизации издержек, поэтому единственная дорога и инновациям на производстве связана с повышением эксплуатации рабочей силы. Здесь мы выносим за скобки имеющее место запланированное устаревание товаров, сосредоточившись пока лишь на том, что с точки зрения капиталистического производства инновации часто становятся неоправданными, а упор делается именно на сверхэксплуатацию имеющихся у нанимателя ресурсов. Именно так капитализм теряет свою прогрессивную историческую роль.
«…Успешность труда увеличивается во много раз от употребления машин; но капиталист обращает всю эту выгоду против рабочих: пользуясь тем, что машины требуют меньшего физического труда, он ставит к ним женщин и детей, платя им меньшую плату. Пользуясь тем, что при машинах нужно гораздо меньше рабочих, он выталкивает их массами с фабрики и пользуется этой безработицей, чтобы еще сильнее поработить рабочего, чтобы увеличить рабочий день, чтобы отнять у рабочего ночной отдых и превратить его в простой придаток машины…»
В.И. Ленин — Полное собрание сочинений, том 2, стр. 90-91
Момент второй — деятельность ради деятельности. Сразу за отсутствием инициативы идёт зацикливание и угасание самого процесса производства. В наше время сложно ждать трудовых подвигов. Работа всегда будет упираться в норму производства, а норма колебаться в одном и том же диапазоне. Эти два показателя отталкиваются сегодня не от развития производства, а друг от друга. Бессмысленно завышать норму, поскольку завышенная норма превращается в абстрактные цифры, которых не пытаются достичь без материального стимулирования. Завысьте норму, лишив работников материального стимулирования за её невыполнение, и вы получите воровство: воровство не берётся из ниоткуда, а представляет из себя столь же логичный процесс обогащения, где работники просто-напросто «берут своё». «Какая зарплата — такая и работа!» — пожалуй, только в этом положении рынок сегодня может уравновесить себя.
IV. ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ ПРОЦЕССА ТРУДА
Если для работника становится чужим сам продукт труда, то неизбежно становится чужим и процесс его производства. Всё начинается с того закономерного положения, что рабочий никак не может повлиять на принятие управленческих решений в производственном процессе. Если это не влечет увеличение прибыли, конечно. Но ведь такое влияние есть суть не что иное как производственная инициатива. Отсюда рабочий и сам не станет пытаться влиять на подобные решения, поскольку такие «инициативы» его самого и закабаляют, только провоцируя большую эксплуатацию его труда при минимуме отдачи.
Рабочий становится простым придатком машины, от него требуются только самые простые, самые однообразные, легче всего усваиваемые приемы. Издержки на рабочего сводятся поэтому почти исключительно к жизненным средствам, необходимым для его содержания и продолжения его рода.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс «Манифест коммунистической партии»
На этом можно было бы и закончить, но вышеозвученное положение влечет весьма интересное следствие — «производственное болото». Предлагается следующее определение тому, что автор называет «производственное болото». Это аморфный безынициативный процесс производства подразделения, всей организации или отдельного работника, который организация обеспечивает материально. Попросту сказать, это такая ситуация, которая выражается выражением «Сидеть на окладе». Симуляция деятельности в таком «производственном болоте» не даёт право нанимателю обвинить сотрудников в полном бездействии, но фактически это почти полностью бездействие, которое наниматель вынужден оплачивать чисто формально. И вновь мы вынуждены отмечать здесь сугубо реакционный характер современного капитализма.
V. ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ ПРИРОДЫ
Превращение человека в биологическую машину началось не сегодня и не вчера. Это превращение началось с началом эксплуатации человека человеком. Для эксплуататора до заманчивого просто и удобно рассматривать человека, создающего ему прибавочную стоимость чисто механически. Если человек — биологический механизм, то управление им как рабочей силой сводится к несложному алгоритму, где чередуется его работа и удовлетворение (впрочем, неполное) его потребностей. То, что человек потому и стал человеком, что был способен к творчеству, что творчество есть его природа — мысль, честно говоря, громоздкая и неудобная. Такая мысль сложно вписывается в рабочий график с 8.00 до 17.00 и её сложно контролировать. Со временем её заменила другая мысль: человек — это потребитель. Нет, уверяю вас, более сладкого яда, чем культ потребления при капитализме, так как по большому счету это идея настолько большая, что вытесняет творчество. Можно ли отрицать то, что человек является потребителем? Нет, нельзя. Как любые живые существа на планете, человек потребляет, чтобы выжить. Неудобная истина состоит в том, что потреблением всё не ограничивается.
Но творчество, для которого нужны всё те же ресурсы — время и способность к труду — похищается у нас, поскольку похищаются сами эти ресурсы. Вот откуда культ потребления, вот откуда «бери от жизни всё», вот откуда чисто статусная необходимость личного автомобиля и жилья. Капиталистическая свобода вообще и свобода потребления в частности — самый совершенный на сегодняшний день механизм порабощения человека человеком.
VI. ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Атомизация. Что это? Буквально — расщепление общества на «атомы», разобщение общества, разрыв социальных связей между людьми в масштабах общества. Откуда же возникает это разобщение? Основа социальной атомизации ровно та же, что и у самого капиталистического уклада — частная собственность, частный интерес. Когда интерес у человека частный, он по определению противопоставлен интересам всех остальных людей, и люди находятся во взаимодействии только постольку и в той степени, в какой их интересы не противоборствуют.
Человек человеку — волк, если вокруг господствует частная собственность. Армии безработных подпирают твоё рабочее место, ждут твоей ошибки, поскольку плата за неё в том, что ты пополнишь собой эти армии. Алгоритм трудовой конкуренции вшит в скелет капиталистического производства, он плоть от плоти самого капитализма.
VII. ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ САМОГО СЕБЯ
Загнанный конкуренцией с теми, с кем тебе априори делить нечего, с людьми твоего класса, с такими же наёмными работниками, в конце концов, ты отчуждаешься и от самого себя. Что же это значит? Твой образ жизни — в той или иной степени предполагает подчинение капиталу. Всё по-прежнему начинается самого элементарного: тебе надо что-то есть, тебе надо где-то жить — на это всё необходимы средства. От количества этих средств зависит качество твоей жизни. Эти простые и неоспоримые истины предполагают мощную финансовую иглу.
Ты ведь понимаешь, что твой труд может обесцениться? Труд может обесцениться по воле твоего нанимателя — понимаешь ты и это. А понимаешь ли ты, что если на то будет соответствующая воля, ты будешь вынужден переступить через себя, через свою совесть в отношении другого человека, через свою честь? Это ведь и есть отчуждение тебя от тебя — когда твоя воля, больше не твоя.
VIII. ОСВОБОЖДЕНИЕ
Вот ты, дорогой читатель, добрался к завершающему пункту этой статьи. Возможно ты, как и я, ищешь теперь рецепты, способы освобождения. Отчуждение повсеместно, и мы с тобой оба понимаем, что не будет свободы одного, что свобода одного ничего не изменит. Но отчуждение может быть преодолено в обратном повествованию порядке.
Сначала ты освобождаешь себя. Непременно освобождаешь себя материально. То есть точно таким же путём, каким ты был отчуждён от себя. Отсюда вытекает, что твоя личная свобода исходит от полного его знания. Эта статья призвана донести до тебя лишь часть его.
Затем ты собираешь единомышленников вокруг себя, преодолевая отчуждение от других людей. Помни, только тем же путём. Построй свою ячейку на принципах человеческого отношения, подкрепите её материально. Как искать таких людей? На этот вопрос я отвечу тем, что едва ли ты случайно читаешь эту статью.
Когда таких ячеек будет достаточно, произойдёт объединение в большую партию, где природа человека, его творческое начало возобладает над шкурным…
А затем начнётся наша игра…