В Бразилию мы опять приезжали с ожиданием преимущества Ред Булла над Мерседесом. Возможно не такого, как в Мексике, но всё-таки. Трасса высоко над морем, у австрийцев должна быть очень подходящая машина для Интерлагоса, Макс Ферстаппен на нем очень хорош. Так что, думаю, не будет преувеличением сказать, что практически все ожидали увеличения разрыва в чемпионской гонке после Гран При Бразилии. Но, как известно, в Формуле 1 может произойти абсолютно что угодно. Особенно в сезоне 2021 года.
Мерседесы поменяли Льюису Хэмилтону ДВС в Бразилии, как всем казалось, из-за неизбежных проблем с надежностью на последних четырёх Гран При. Пять мест штрафа на старте гонки — теперь Бразилия точно должна была оказаться легкой прогулкой для Ферстаппена. Даже если Льюис отыграется во время гонки, на какую позицию он может претендовать? Второе место — если Серхио Перес подкачает, третье — если оба Ред Булла окажутся на коне? Оба этих варианта полностью устраивают Ферстаппена и его команду. Поэтому даже сильно проигранная квалификация никого особенно не взволновала. Бывает, что поделать. Новый движок однозначно добавляет лишних лошадиных сил, это ожидаемо.
Основные события начали разворачиваться сразу после окончания квалификации. Заднее крыло на болиде Хэмилтона не проходит банальную проверку на ширину открытия DRS. Перебор всего в несколько десятых долей миллиметра, но технический регламент однозначен — если деталь не проходит проверку, то она нелегальна. Льюису грозит дисквалификация, и шансов избежать её практически нет. Мерседесы зацепились за последнюю возможность хотя бы отсрочить вердикт — всплывает видео того, как Макс Ферстаппен потрогал крыло на болиде номер 44 сразу после квалификации. Очевидно, что обычный человек не сможет изменить геометрию крыла одним легким касанием и сделать легальную деталь нелегальной, но формально это повод опросить Макса и расследовать вопиющее нарушение “закрытого парка”, поэтому заседание переносится на утро субботы, прямо перед спринтом.
Суровые стюарды сначала по всей строгости допрашивают Ферстаппена, который отделывается легким испугом стоимостью 50 тысяч евро, потом Хэмилтона, для которого утро субботы закончилось намного хуже. Дисквалификация из пятничной квалификации означает старт с последнего места в спринте, а штраф за замену части силовой установки накладывается на позицию на стартовой решетке в гонке в воскресенье, поэтому в сумме Льюис теряет 25 позиций за один уикенд. Уверен, что в этот момент где-то в боксах Ред Булла можно было услышать хлопок открываемой бутылки шампанского.
Знаете, можно как угодно относиться к рекордам Льюиса Хэмилтона, говорить про явное и огромное преимущество болидов Мерседеса последние 8 лет, про его невероятное везение, про отсутствие во втором болиде действительно равного Льюису пилота, но сложно отрицать очевидное: Хэмилтон — чертовски хороший пилот, который никогда не сдается. Прижатый к стенке обстоятельствами он становится только быстрее, используя всю свою спортивную (и иногда обычную) злость для достижения новых высот на трассе. Часть этой злости в эти выходные перекинулась на Тото Вольффа, но герр Вольфф с ней обращаться не умеет, поэтому только выдал множество нелепых пёрлов о вселенской несправедливости и сплочении Мерседеса.
Пятнадцать позиций за 24 круга — именно столько семикратный чемпион мира отыграл за спринт в субботу. Да, до своих настоящих конкурентов он так и не добрался; да, никто не оказывал особенно сильного сопротивления в середине пелетона, понимая разницу в классе машин и риски, связанные с аварией. Но это был чертовски впечатляющий калейдоскоп обгонов, которые шли один за другим с самого старта до самого финиша. Таким в представлении господ из Либерти Медиа должен быть каждый спринт, но без обратных стартовых решеток и бесконечной мотивации Льюиса ничего подобного мы никогда больше не получим. Стоит просто посмотреть на всех остальных пилотов в субботу: после нескольких кругов пелетон просто выстроился друг за другом и похожих прорывов никто не совершал. Боттас обошел на старте Ферстаппена и уехал слишком далеко для голландца, Сайнс выдал ещё более крутой старт и обогнал оба болида Ред Булла, не удержался впереди Макса, но потом совершенно спокойно возил Переса за собой все оставшиеся 20 кругов.
После спринта в боксах Ред Булла совершенно точно не было открыто ни единой бутылки чего бы то ни было. Атмосфера, я уверен, там была довольно близка к похоронной. Такого разгромного превосходства от болида Хэмилтона в Бразилии не ожидал никто. Даже учитывая старт Льюиса с десятого места, даже учитывая необходимость следить за резиной и большее количество топлива в болиде, гонка обещала быть для Ферстаппена сложной. А ведь он ещё и стартовал не первым.
На старте гонки стало казаться, что Макс всё таки готов перевернуть ситуацию в свою пользу. Пренебрежительно оттолкнув Боттаса, лидер чемпионата устремился прочь от всех своих преследователей. Да и его напарник обошел финна спустя всего-то несколько сотен метров. Где-то позади Ландо Норрис полностью испортил себе гонку об Сайнса, а Хэмилтон отыграл пять позиций за два круга. Дополнительной головной боли Ред Буллам добавил, вы не поверите, Юки Цунода, который решил затормозить от болид Лэнса Стролла, оставил своё переднее крыло валяться прямо в том же повороте и вызвал таким образом появление пейс-кара, что нивелировало всё преимущество Ферстаппена. К 18 кругу Хэмилтон догнал и обогнал Переса, и началась прямая борьба между двумя претендентами на чемпионский титул.
Сначала эта борьба проходила в основном в боксах: сначала мы увидели андеркат в исполнении Льюиса, потом в исполнении Макса, но разница между первым и вторым местом сохранялась где-то в районе пары секунд. В это время Мик Шумахер сделал маневр имени Цуноды, но крыло забрал с собой, поэтому всё ограничилось виртуальным пейс-каром, позволившим Боттасу обогнать Переса.
Стало казаться, что вот тут скорость Мерседеса и закончилась, ресурсы явно перенапряженного мотора не бесконечны, и если нас и ждет сражение за первое место на треке, то очевидного преимущества ни у одного из пилотов не будет. О, как же мы были тогда молоды и наивны. После второго пит-стопа, на свежей резине, когда количество топлива в баках Мерседеса поубавилось, Льюис включил тот самый режим, который мы имели возможность наблюдать в спринте и спустя пару кругов мог дотянуться рукой до заднего крыла Макса. Скорости чуть-чуть не хватало для завершения обгона на стартовой прямой, но на прямой возвращения Мерседес был угрожающе, неприлично быстрее.
Ферстаппен сделал абсолютно всё, что было в его силах, и даже фактически выдавил Хэмилтона с трассы в четвертом повороте во время очередной попытки защитить свою позицию. Не очень красивый и, на мой взгляд, не очень легальный маневр, но отчаянные ситуации требуют отчаянных мер, и Макс прекрасно знал, на что идет. Получишь штраф или уступишь позицию просто так — большая ли разница? Голландец сражался как лев и сделал то, что считал необходимым — пусть в итоге это не помогло ему удержать первое место. Хэмилтон всё таки смог завершить начатое и отобрал позицию, заработав невероятную победу в Гран При Бразилии.
Снимаю шляпу перед семикратным чемпионом, отыграть 25 позиций за один уикенд — уникальное достижение. Да, сезон 2021 Хэмилтон проводит не идеально, его есть за что поругать на многих уикендах, но когда он хорош — он невероятно хорош. Ну а Мерседесы, конечно, придумали очень выгодную схему. Если совершенно новый движок дает такое немалое преимущество, то что вообще значит этот штраф в пять позиций? Их можно отыграть всего-то за пару кругов. Иронично то, что такая лояльность по отношению к замене второго-третьего-четвертого дополнительного движка — заслуга Хонды и их партнерства с МакЛареном. ФИА решили тогда, что давать МакХонде по 50 позиций штрафа каждую гонку при стартовой решетке в 22 машины выглядит комично и снизили штрафы за повторное превышение лимита на элементы силовой установки. А теперь Мерседесы, похоже, используют эту уловку чтобы лишить Хонду чемпионского титула.
Для того, чтоб ситуация не казалась совсем уж депрессивной, стоит отметить, что Бразилия — очень обгонная трасса, которая обладает уникальной энергетикой. Можно вспомнить прорыв Себастьяна Феттеля в 2012 или финальную гонку Михаэля Шумахера за рулем Феррари в 2006. Претенденты на чемпионский титул будто получают дополнительные лошадиные силы просто за счёт нахождения на Интерлагосе. Да и бразильские трибуны очень любят Льюиса Хэмилтона, пусть он когда-то и оставил Фелипе Массу без чемпионского титула прямо тут, в Бразилии. А это чего-то да стоит.
Кто знает, что нас ждёт на трёх заключительных гонках этого безумного сезона Большого цирка. Я зарекаюсь делать какие-либо прогнозы и планирую просто наслаждаться завершением этого сезона, каким бы оно не было. Чего и вам желаю.
Оценки всем пилотам и командам расставлены по порядку кубка конструкторов прошлого сезона:
Уильямс — 1/5
Незаметный уикенд для всей команды.
Джордж Рассел — 3/5
Обогнал Цуноду и Джовинации, больше ничем не запомнился.
Николас Латифи — 3/5
Просто ничем не запомнился.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Хаас — 1/5
Опять первые с конца.
Мик Шумахер — 2/5
У Хааса и так денег мало, зачем ещё бюджет на крылья тратить, Мик.
Никита Мазепин — 3/5
Лучше, чем Шумахер — невероятно.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Альфа Ромео — 2/5
Слабенько.
Кими Райкконен — 3/5
Был развернут в спринте, потом проверен на прочность Шумахером, но на результате это особо не сказалось.
Антонио Джовинацци — 2/5
Мне кажется, что Антонио уже одной ногой вне Формулы 1.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Альфа Таури — 3/5
Могло быть намного лучше.
Пьер Гасли — 4/5
В пятницу было просто великолепно, но потом плавно всё хуже и хуже.
Юки Цунода — 2/5
Ну зачем же ты так, Юки.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Феррари — 5/5
Феррари провели фактически идеальный для себя уикенд.
Шарль Леклер — 5/5
И Шарль.
Карлос Сайнс — 5/5
И Карлос.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Альпин — 4/5
Воспользовались самоустранением МакЛарен и собрали немало очков.
Фернандо Алонсо — 4/5
Хорошая гонка.
Эстебан Окон — 4/5
Аналогично.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Астон Мартин — 2/5
Очень близко от очков, но всё-таки не хватило скорости.
Лэнс Стролл — N/A
Немногие могут пережить подобную атаку от японца.
Себастьян Феттель — 4/5
Феттель был даже где-то в районе седьмого места одно время, но увы.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
МакЛарен — 2/5
Ну вы так проиграете третье место ещё задолго до конца сезона.
Ландо Норрис — 2/5
В проколе на первом круге виноват сам.
Даниэль Риккардо — N/A
Машина в какой-то момент просто отказалась продолжать гонку.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Ред Булл — 4/5
В целом Ред Булл не сделали что-то неправильно, но проиграли в Бразилии по всем статьям.
Макс Ферстаппен — 4/5
Было ли выступление Ферстаппена идеальным? Нет, но вряд ли он мог сделать больше.
Серхио Перес — 4/5
А вот Перес, пожалуй, мог.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Мерседес — 5/5
Очень, очень сильный уикенд.
Льюис Хэмилтон — 5/5
Абсолютный мастер-класс.
Валттери Боттас — 5/5
Выиграл в субботу и хорошо провел гонку.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Положение в личном зачете после Гран При Бразилии:
Положение в командном зачете после Гран При Бразилии:
Подписывайтесь на мой канал в Телеграме, следующий Гран При уже на этой неделе.