Совсем недавно я рассказывала вам о яркой импрессии Черного моря этого талантливого художника. Незаметно, как это всегда бывает, промелькнуло лето, за ним вслед умчались сентябрь и октябрь, унося с собой ворох разноцветных листьев, растягивая птичьи строчки по пасмурному небу. И куда без нашего любимого российского поэтического текста, созданного еще А.С. Пушкиным, текста, ставшего шаблонным восприятием осени?
Кажется, будто любование золотой осенью присуще всем людям искусства. Но есть среди них те, кто предпочитает другую осень – позднюю, уже утратившую яркие краски, уже покрывшую изморозью высохшую траву, позднюю осень, что вплетает в голые ветви северный ветер и, затаив дыхание, ждет зиму. Такую осень пишет художник Илья Чирун. И сознаюсь, мне неизвестна поздняя осень более прекрасная, чем на его полотнах.
Удалось найти не так много пейзажей Ильи Чируна, где изображена поздняя осень (или ранняя зима). Их всего 10. Чем же так привлекательна поздняя осень? Она привлекательна своей противоречивостью, удивительной многослойностью и склонностью к метаморфозам. На дереве все еще висят яблоки, а земля и травы уже припорошены снегом. Это такая осень, что еще несет в себе воспоминания о недавнем жарком, плодоносном лете и уже предсказывает холод пустой зимы.
На первом плане природа и все то, что она сберегла. Внимание сосредоточено на земном. Оно, земное, прекрасно поздней осенью: все эти травы, утратившие соки, выбеленные известью стволы, белизной своей вторящие снегу, зонтики, сберегающие семена.
Кажется, Илья Чирун играет со зрителем в перевертыши: то, что летом было важным, поздней осенью превращается во второстепенное. Именно поэтому главным действующим лицом становится природа, а ее фоном выступает освоенное пространство со всеми домами и дымом из печных труб, яркими квадратами окон. На этих полотнах почти нет неба. А если оно и появляется, неловкое, смущенное, то лишь для того, чтобы сыграть роль необходимого цветового пятна: ярко-голубого, синего, серого.
Илья Чирун умеет находить гармонию в сумбурном переплетении ветвей, видеть ее в неровном настиле из высохшей травы. Илья Чирун показывает нам красоту, которую мы не научены пока понимать. Ту красоту природы, которую из-за шаблонного мышления воспринимаем не как достоинство, а как недостаток. А вот статья Яркая импрессия Черного моря: живопись Ильи Чируна. Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!