Представьте себе: официант ставит перед вами вожделенную тарелку горячего борща. Вы вдыхаете густой, пряный аромат и уже мысленно наслаждаетесь божественным вкусом. Вы усаживаетесь поудобнее в предвкушении, делаете неловкое движение локтем и... тарелка супа летит прямо на пол.
Обидно, правда? А главное, непонятно, что делать в этой ситуации? Остаться голодным? Заказать суп заново или потребовать у ресторана бесплатно принести вам такой же? Посмотрим, что говорит закон.
Кто разбил - тот отвечает
Закон в данном случае встает на сторону ресторана. Вы не можете требовать у заведения замены блюда или напитка, которые были испорчены по вашей вине. Говоря сухим юридическим языком, когда официант поставил на ваш столик тарелку с едой, обязательства ресторана перед клиентом считаются выполненными. То есть с этого момента все, что происходит с едой, находится в зоне вашей личной ответственности. Поэтому испорченное блюдо, если так решит ресторан, будет совершенно законно включено в ваш счет.
Таковы формальные правила. А как происходит на практике? В реальной жизни рестораны часто закрывают глаза на букву закона, потому что им важнее сохранить лояльность клиентов. Такое ведь с каждым может случиться, да и ресторан не понесет больших убытков, если пару раз в месяц подарит гостям чашку кофе или тарелку пасты - зато благодарный гость напишет хороший отзыв о заведении. И клиенту приятно, и ресторану выгода.
Когда можно требовать замены блюда
Впрочем, в любом правиле есть свои нюансы. Если ресторан настаивает на том, чтобы включить опрокинутое блюдо или пролитый напиток в ваш счет, а вы не согласны, что несчастный случай произошел по вашей вине, то вы можете попробовать это доказать.
Например, в ресторане могут быть неустойчивые столики, которые при малейшем касании начинают раскачиваться. Или официант поставил тарелку на край, где ее легко случайно задеть. Либо проходы такие узкие, что идущий мимо человек может невзначай толкнуть вас или посуду на вашем столике. Если удастся доказать вину ресторана, то вы с полным правом можете потребовать принести вам такую же позицию из меню и не включать ее в ваш счет.
Вот еще несколько случаев, когда вы имеете право отказаться от блюда или требовать его замены:
- Вам принесли не то, что вы заказали. Но вы должны указать официанту на этот факт до того, как съедите блюдо, иначе платить все равно придется. Если вы его сначала попробовали, а потом заметили несоответствие, то ничего страшного.
- Если в блюде заменены или отсутствуют какие-то ингредиенты, о чем вас не предупредили во время принятия заказа.
- Если вы просили убрать какой-то ингредиент из блюда (например, у вас аллергия на кунжут), а вам все равно его положили.
- Если блюдо не соответствует заявленному весу.
- Если еда некачественная (недоваренная, подгоревшая, несвежая, прокисшая, с волосом или мухой и т. д.) - тут все понятно: еда должна соответствовать санитарным нормам.
А вот вернуть блюдо с формулировкой «невкусно/не понравилось» не получится - это уже субъективная оценка, поэтому закон будет на стороне ресторана.
Ставьте палец вверх статье и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, добавляем рецепты, полезные советы и рассказываем вообще все, что знаем о еде.
А также бронируйте столик в ЛУЧШИХ ресторанах и кафе вашего города