"Мне ласки не хватает!" - кричал мой сын сквозь слёзы. В то время я похоронила маму, а за несколько лет до маминой смерти умер от рака мой муж. Вторая смерть от онкологии стала для меня невыносимым испытанием, и я эмоционально заморозилась. Обычно нежная и ласковая мама, я стала, как каменная статуя. Смерть мужа удалось оплакать по-настоящему, с рыданиями и криками, только в кабинете психотерапевта, через несколько лет после его смерти. У меня отнимались ноги, я не могла ходить, и если бы не врач-психотерапевт, я бы осталась инвалидом. А надо было всего лишь признать своё горе и горевать, не блокируя свои чувства. После смерти мамы меня опять подкосило.
Крик сына был, как пощёчина, приводящая в чувства. До сих пор удивляюсь, как маленький ребёнок мог так ясно и конкретно выразить свою настоящую базовую потребность в материнской любви. Как я благодарна ему за этот крик, спасший наши детско-родительские отношения от отвержения! И об этой составляющей здоровых детско-родительских отношений я хочу рассказать.
Отвержение - эмоциональная холодность
Эмоции - важная часть здоровья личности. Личность человека состоит из трёх основных сфер - тело, эмоции и сознание. Все три сферы связаны. Если возникает нарушение в одной из сфер, это влечёт изменения в двух других сферах и во всей системе личности. Если эмоции подавлены и заблокированы, тело уже не будет идеально здоровым, а сознание не сможет корректно воспринимать окружающую действительность. То же самое происходит, если возникают телесные проблемы, то есть, физические болезни, или проблемы в сознании.
Чтобы быть здоровым, важно поддерживать функции всех трёх сфер. А чтобы ребёнок вырос здоровым во всех смыслах, ему важно помочь сформировать не только телесное, но и эмоциональное здоровье. К сожалению, большинство мам со всей ответственностью посещает вместе с детьми педиатров, но совсем не задумывается о психологическом, то есть, эмоциональном здоровье.
Мамы часто не успевают и работать, и вести хозяйство, и ухаживать за домочадцами. Поэтому эмоциональный контакт с ребёнком удовлетворяется по остаточному принципу. "Не приставай! Разве не видишь, что мне некогда?! Я готовлю ужин!" "Поиграй сам! Мама занимается своими делами!" "Не реви, мне некогда утирать тебе сопли!" Все эти материнские реплики замораживают эмоциональную сферу ребёнка, дают ему понять, что его переживания - совсем не значимые, не ценные и даже вредные. Ведь если у него есть переживания, мама кричит, злится и перестаёт с ним общаться. Эмоциональное отвержение со стороны матери - основа эмоциональной травмы ребёнка, которая приводит к серьёзным психологическим и физическим проблемам во взрослой жизни.
Отвержение - это не любовь
Многим мамам кажется, что воспитание детей основано на дисциплине и строгом выполнении распорядка: кормление, обеспечение чистой одеждой, контроль за выполнением уроков. Психологи провели опрос российских матерей и обнаружили, что в среднем время эмоционального контакта с детьми составляет несколько минут в день. Львиная доля разговоров сводится к вопросам о том, поел ли ребёнок, и сделал ли он все уроки. И всё!
Кормление физической пищей закрывает только один уровень потребностей - физиологический. А у психоэмоционально здорового ребёнка, если родители ещё не успели сломать его эмоциональную сферу, есть потребность в любви, признании, принятии и ласке. Причём у здоровых мальчиков, пока их не искалечат запретами на слёзы и выражение эмоций, потребность в ласке такая же сильная, как и у девочек. Но фразами "мальчики должны быть сильными", "мальчики не плачут", "мальчики - будущие солдаты" и тому подобное, матери калечат эмоциональную сферу детей и превращают их в психологических инвалидов с замороженными переживаниями.
"Кормить" ребёнка любовью - так же важно, как кормить его здоровой физической пищей. И любовь - это не контроль за выполнением домашних заданий, а внимание к чувствам и переживаниям маленького человека. Ребёнок - формирующаяся личность. И эта личность начинает заявлять о себе уже в 1.5 года. Если отказать ребёнку в праве быть личностью в самом начале её формирования, дальше всё пойдёт под откос. В 3 года проявляются первые признаки сепарации личности ребёнка от матери, и некоторые матери жестоко подавляют этот бунт. А в 13-14 лет окончательно закручивают гайки фразами "ты пока ещё никто, звать тебя никак, и живёшь ты в моей квартире за мой счёт". Всё, приговор приведён в исполнение. Личность расстреляна. Восстать из пепла она сможет только с помощью психотерапевта, и на этот процесс, с большой степенью вероятности, уйдёт лет 5, если не больше.
Успеть вернуть здоровые отношения
Как я рада, что успела оттаять! Крик сына "мне ласки не хватает" стал шоковой терапией. Когда я поняла, что мой ребёнок уже несколько месяцев не может попросить меня об объятиях и поцелуях, потому что понимает, что я похоронила свою маму, и мне тяжело, стало страшно. Потом он рассказывал, как болела кожа из-за неудовлетворённого тактильного голода.
Именно в тот период сын тяжело болел простудными заболеваниями, потому что только так подсознание могло защитить его от катастрофического эмоционального отвержения. Когда он болел, я бросала всё и была с ним рядом. Но чтобы получать то, что необходимо, не надо лишаться здоровья! И когда мои чувства разморозились, сын перестал болеть. В психосоматических болезнях больше не было смысла. Можно было "легально" получать поцелуи мамы, выразив свою просьбу.
Позже от психотерапевтов я узнала, как много хронических детских заболеваний имеют психосоматическую природу и основаны на эмоциональном отвержении матерей. Самая страшная история, которую мне довелось услышать от психотерапевтов - про диабет мальчика, мама которого тяжело переживала развод с мужем. Счастье, что мама вовремя почувствовала неладное и обратилась к психотерапевту за помощью. Правда, ей казалось, что помощь нужна сыну, а на самом деле оказывать психотерапевтическую поддержку пришлось самой маме. Дети - отражение того, что происходит с родителями. И ответственность за все детские состояния несут в основном матери, потому что материнское отвержение - самая тяжёлая травма.
Послесловие
С тех пор прошло уже 10 лет. Мой сын - один из лучших учеников своего лицея. Я много времени уделяю своей карьере, но по рекомендации своих консультантов, психологов и психотерапевтов, приняла решение не контролировать выполнение уроков. За все 10 лет школьной жизни я ни разу не узнала, что проходит по разным предметам мой сын. Но я бросаю все дела, когда он говорит: "Мне нужно с тобой поговорить". Мы разговариваем по несколько часов в день.
Иногда мне приходится ложиться спать под утро, потому что я не успела приготовить еду или написать статью. Но если мой сын не накормлен эмоционально, я не смогу спать спокойно. И все мои статьи вместе взятые не имеют значения больше, чем моя любовь к сыну и его психоэмоциональное здоровье. Как клиентка психотерапевта я решила стать первой эмоционально здоровой женщиной своего рода. И эту эстафету понесёт мой ребёнок. Здоровая любовь, эмоциональное принятие и признание личности - самое главное наследство, которое он передаст своим детям и внукам. Остальное - тлен.