Приветствую вас, друзья!
Прошлую прогулку по Леснорядским кварталам (или по-иному жилмассиву «Русаковский») мы с вами завершили неподалёку от Митьковской ветви у границы станций Москва-Пассажирская-Казанская (Казанский вокзал) и товарной станции Москва-Товарная-Рязанская. Сейчас, когда уже наступила поздняя осень и вовсю идут строительные работы по сооружению будущего МЦД-3 (Зеленоград - Раменское) в тех краях, можно с уверенностью говорить, что эти весенние фото стали историческими. Так что, предлагаю, и вам дорогие читатели взглянуть, как ещё недавно выглядели те места. Точно так же уже не будет никогда.
Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям опасно!
1. Как я уже упоминал выше, в прошлый раз мы остановились неподалёку от Митьковской ветви. Вид в сторону неё. Виднеется громадный элеватор мельничного комбината в Сокольниках. Ну, а справа дальше забора как раз и расположен Леснорядский пустырь, который некоторые называют "Леснорядской аномальной зоной".
Место это назвали аномальным потому, что здесь якобы невозможно ничего построить (из-за проклятия, разумеется), а также, возможно, из-за его треугольной формы (по аналогии со знаменитым Бермудским треугольником). На самом деле, конечно, это городская легенда. Впрочем, как сейчас выглядит пустырь я покажу вам в следующей части повествования про собственно Митьковскую ветку.
А пока немного процитирую Стаса, который описывал это место:
Cоединительная линия, на которую мы вышли, была построена сравнительно недавно - в 1972 году. До её строительства мрачные леснорядские кварталы тянулись на восток до соединения Митьковской ветви с Казанским/Рязанским направлением. Там стояли деревянные дома, я нашёл в сети несколько старых фотографий. А улицы имели выразительные названия: Грязная, Газовская (рядом располагался газовый завод на Сокольническом шоссе - ныне Русаковская улица). И вот, кварталы были снесены, а ветка отрезала пространство, ставшее большим треугольным пустырём, называемым Леснорядским по общему названию места.
2. А сейчас пойдём в другую сторону. Казанское/Рязанское направление в сторону области. На собственно Казанское и Рязанское они разделяются на узловой станции Люберцы-I. А поскольку станция Раменское (и будущая конечная о.п. Ипподром, бывший о.п. 47 км) МЦД относятся именно к разанскому направлению, то будущий 3-й диаметр МЦД правильнее именовать не Ленинградско-Казанским (как во многих источникам), а Ленинградско-Рязанским.
3. Вид в сторону сторону Казанского вокзала. Наглядный пример знаменитого левостороннего движения на Рязанском ходу.
4. Переходим пути в сторону грузовой станции Москва-Товарная-Рязанская. Вид в сторону Казанского вокзала (станция Москва-Пассажирская-Казанская).
5. В сторону области. Виднеется начало спуска путей в двухпутный железнодорожный тоннель, который проходит под путями станции Москва-Товарная-Рязанская. В 1916 году начались работы по устройству открытым способом тоннеля, по которому должны были проходить пассажирские пути, тогда как грузовые должны были проходить над тоннелем. В связи с войной работы застопорились, и только после 1925 года верхнее перекрытие тоннеля удалось закрыть. Впрочем, на тоннель мы ещё взглянем поближе позже.
6. Горловина Москвы-Товарной-Рязанской. Слева начинается громадный грузовой двор станции, который последнее время пустует.
7. Покрупнее.
8. Большинство путей стоят без наката, навалено много мусора.
9. Ещё не так давно все эти пути ломились от огромного количества грузовых вагонов. Теперь, как и почти над всеми московскими грузовыми дворами, здесь висит тишина. Для наглядного понимания количества путей этой огромной станции, рекомендую ознакомиться с её техническо-распорядительным актом (ТРА), который откроется в новом окне вместе с ТРА станции Москва-Пассажирская-Казанская (Источник).
10. Вдали виднеется полукруглый ЖК "Arco di Sole" в районе метро «Электрозаводская».
11. Москва-Товарная-Рязанская — грузовая железнодорожная станция II класса, расположенная на Казанском/Рязанском направлении Московской железной дороги, построенная в 1897 году. Расположена на участках обслуживания Московско-Рязанской дистанции пути ПЧ-5; Панковской дистанции электроснабжения ЭЧ-16; Перовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки ШЧ-6.
Первой остановкой от Казанского вокзала Москвы в XIX веке была платформа Сокольники на ответвлении Митьковской соединительной ветви напротив нынешней станции Москва-Товарная-Рязанская (Москва-Товарная — 1) с выходом в Гавриков переулок — известное царство хлеба. Где в 1894 году, дорога построила вместительное хранилище. Эта биржа стала посредником в перевалке миллионов пудов российского хлеба по стране и за границу. Товарная станция была открыта в 1897 году как Москва-Товарная — 1. Грузооборот на станции рос из года в год. Да так, что грузовая железнодорожная станция Москва-Товарная — 1 уже не справлялась с этим потоком грузов. Впоследствии, чтобы разгрузить станцию пришлось открывать дополнительное товарное отделение под названием Москва-Товарная — 2, более известная по фамилии прежнего владельца участка земли как Москва II-Митьково, которую я покажу в следующей части про собственно Митьковскую ветвь.
12. На станции расположено большое количество крытых складов, открытых площадок для хранения контейнеров, высокие и низкие платформы для разгрузки вагонов, а также 4 козловых грузоподъёмных крана. Максимальная грузоподъемность установленных на станции механизмов для погрузки и выгрузки тяжеловесных грузов составляет 20 тонн.
Но как мы можем судить, сейчас состояние всей этой инфраструктуры выглядит плачевно. Всё заброшено. Хотя, вот на этой схеме (откроется в новом окне), найденной на просторах сети, станция предполагается как новый логистический терминал, после того как будет реконструирована. Но схема эта уже не самой первой свежести. С тех пор планы могли поменяться. Впрочем, время покажет.
13. Путевое развитие станции Москва-Товарная-Рязанская включает 30 путей, из них 21 — тупиковые погрузочно-выгрузочные, 7 — приёмо-отправочные для участковых сборных и вывозных поездов обоих направлений, 1 — вытяжной улавливающий тупик и, 1 — подъездной путь к ООО «Юнилевер СНГ» — майонезное производство Calve.
14. Грузовой склад.
15. Заросшие пути на фоне махины Мельничного комбината в Сокольниках.
16. Всё в состоянии запустения.
17. А ещё пару лет назад здесь шла активная грузовая работа. Выполнялись манёвровые операции по прицепке/отцепке вагонов к сборным поездам и подача/вывоз вагонов под погрузку/разгрузку. Манёвровую работу на станции выполняли тепловозы ЧМЭ3 приписки депо ТЧ-6 Москва-Сортировочная. Теперь тут тишина. Хотя, официально станция не закрыта.
18. Вид с зумом в сторону Мелькомбината. Уж больно он красив!
19. Несмотря, на полное запустение, вся сигнализация на станции в порядке, светофоры светят, словно, призраки из прошлого среди колосящейся на ржавых путях травы.
20.
21.
22. Однако, как выяснилось, несмотря на общее запустение, здание справа вполне обитаемо.
23.
24. Тем временем в небе разгорался чудесный закат.
25. Мелькомбинат прекрасен.
26. Московский маргариновый завод.
Решение о строительстве крупного завода в Москве было принято в 1928 году в связи с неэффективностью небольших производств. В июле 1930 года завод был пущен в эксплуатацию, пусковая мощность производства составила 20 тонн маргарина в сутки. Основная продукция первых лет - маргарин, технология его производства была сложной, с низким уровнем автоматизации. В 1930-е годы на заводе освоено производство небольших объемов майонеза на основе ручного труда. Годовой объём производства майонеза составил в 1936 году 2,7 тонн (в среднем 7,4 кг в сутки), за 1941 год выпущено 275 тонн майонеза.
В 1950-1970-е годы завод модернизирован, в результате чего достигнут уровень механизации 88,6%, запущено 12 линий и установок непрерывного действия. Удалось улучшить потребительские качества выпускаемого майонеза (прежде всего - повысить стойкость эмульсии), спрос на продукцию вырос, и завод стал основным производителем майонеза Москвы: в 1957 году выпущено 1358 тонн майонеза, в 1960 году - 3336 тонн, в 1963 году - 6674 тонн. В конце 1950-х годов, кроме классического майонеза-провансаля, начат выпуск небольшими объёмами майонеза с добавками (с томатом, хреном, укропным маслом).
В 1976 году было решено перенести всё московское майонезное производство на Московский жировой комбинат, после чего завод целиком специализировался на производстве маргарина.
В начале 1990-х годов акционирован, в 1994 году работал с производительностью 110 тонн маргарина в сутки. Было вновь освоено производство майонеза. В марте 1998 года предприятие приобретено англо-голландской корпорацией Unilever с целью локализовать масложировое производство в России. С этого времени предприятие было известно как Московский маргариновый завод «Юнилевер». На заводе было развёрнуто производство майонеза и соусов под торговой маркой Calvé, маргарина «Пышка», спредов под марками Rama и Delmy, растительно-творожного крема. Мощность завода к 2014 году составила 91 тыс. тонн готовой продукции в год.
Весной 2014 года Unilever продала завод зеленоградской компании «Мономах» Евгения Титова. Майонезное производство Unilever было выведено на собственный завод в Туле, а производство маргаринов, спредов и подсолнечного масла под марками Unilever было решено сохранить на заводе «Мономаха».
27. Слева уходит вдаль подъездной путь маргаринового завода. Чтобы попасть на завод было необходимо совершить смену направления там вдали. Мы хотели пройтись туда, но из здания цветов РЖД вышел какой-то человек и стал настоятельно требовать покинуть объект. Впрочем, я потом как-нибудь покажу вам этот путь, когда напишу пост о прогулке до Сортировочной. А в этот вечер эту идею пришлось отринуть во избежании встречи с правоохранительными органами, которых данный товарищ обещал вызвать, если мы поступательно не двинемся отсюда.
28. Левый путь - как раз подъездной.
29. Но пришлось тактически отступать на заранее запланированные позиции, попутно фотографируя, против этого товарищ из здания РЖД особенно не возражал, только всё стоял и смотрел, чтобы мы при этом уходили. Вступать в длительную полемику желания не было.
30.
31.
32. Попадается информация, что уже несколько лет станции Москва-Пассажирская-Казанская и Москва-Товарная-Рязанская находятся под единым руководством, в связи с чем в дальнейшем планируется их объединить в единую станцию Москва-Казанская с товарным парком. Вероятно, это как раз станет следствием возможной реконструкции, после чего формирование почтово-багажных поездов будет проводиться на Москве-Товарной-Рязанской.
Это разгрузит Москву-Пассажирскую-Казанскую. А объединенная станция будет заниматься не только организацией пассажирских перевозок и формированием почтово-багажных поездов, но и грузовой работой, то есть будет универсальной. Но это пока лишь планы, в реальности всё может быть иначе.
33. Колоритный светофор.
34. И колоритный маргариновый завод.
35. Отошли от грузового двора. Вид обратно в сторону Казанского вокзала.
36. Здесь раньше были ещё один подъездной путь Хладокомбината № 13 (зелёные ворота справа), а подъездной путь ОАО "Русский продукт". Ныне они, к сожалению, разобраны.
37. Вид в сторону о.п. Электрозаводская.
38. Закат был чудесный.
37. Справа ворота бывшего подъездного пути ОАО "Русский продукт".
38. Ещё один взгляд назад.
39.
40. Интересно, в каком году разобрали путь?..
41. И ещё один взгляд назад. Уж больно красивые виды.
42. Вдали справа виднеется одно из зданий архитектурного ансамбля Покровской мещанской богадельни XIX века. Видна рампа тоннеля, в котором проходят I и II главные пути Казанского/Рязанского направления.
43. Покрупнее.
44. А вот и тот самый тоннель, про который я уже говорил выше. Сейчас справа от него на месте путей грузовой станции укладываются временные I и II главные пути, а он сам скоро будет закрыт и всё здесь будет подвергнуто тотальной перекладке/перестройке/реконструкции для организации движения по МЦД-3 (Крюково - Раменское), поэтому эти фото уже практически исторические. Тоннель будет развёрнут вместо Казанского вокзала к Митьковской ветви и в будущем по нему пойдут поезда 3-го диаметра.
45. Впрочем, схему реконструкции я приведу в следующем посте про Митьковскую ветку. А пока просто запомним всё здесь таким, каким он пока ещё является и посмотрим на это место, когда работы ещё не начались Вовремя мы успели весной. Теперь это уже история. I и II главные пути Казанского/Рязанского направления.
46. Правее от тоннеля расположены III и IV главные пути, ещё правее - Митьковская ветвь. Сейчас здесь уже идут работы.
47. Интересные четырёхугольные светофоры, напомнившие мне визуально заградительные. Но здесь, кажется, у них какая-то другая функция.
48. Именно на месте в настоящее время идёт укладка временных путей для обхода тоннеля.
49. Двухсистемный электровоз ЭП20 с пассажирским поездом куда-то на юг.
50.
51. И напоследок вид в сторону Электрозаводского моста и о.п. Электрозаводская.
И на этом на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. А продолжение рассказа про собственно Митьковскую ветвь читайте уже в следующей части повествования. Спасибо за внимание. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!
Навигация по циклу:
> Уходящая Москва: прогулка по Леснорядским кварталам (жилмассив «Русаковский»)
> Уходящая Москва: станция Москва-Товарная-Рязанская
> Уходящая Москва: Митьковская ветка
> Прогулка от Митько́во до платформы Москва III
#москва #цао #казанское направление #рязанское направление #мцд #мцд-3 #казанский вокзал #поезда #железная дорога #промышленность