В представлении многих людей студия — это самое дешевое отдельное жилье с минимальным уровнем комфорта. Однако на самом деле, в классическом понимании, это всего лишь тип планировки — единое жилое пространство, где изолирован (и то не всегда) только санузел. Автором этой планировки считают американского архитектора немецкого происхождения Людвига Мис ван дер Роэ (1886-1969), в конце 1920-х придумавшего не разделять стенами помещения в квартирах. Как изменилась студия за прошедшие сто лет, кто и зачем сейчас покупает такое жилье, разбирается LegenDaily.
В материале много иллюстраций с подписями — листайте галереи!
Родоначальник студий
Людвиг Мис ван дер Роэ предложил использовать свободную планировку жилого пространства, когда разрабатывал генплан поселка Вайсенхоф в Штутгарте. Было это в 1927 году. Кухни и санузлы в проекте его домов были зафиксированы на определенных местах, а остальные помещения можно было «нарезать» так, как захочет заказчик. Капитальных стен внутри здания почти не было, поэтому размеры и конфигурация отдельных квартир могли быть любыми.
Советская интерпретация
Советские архитекторы в 1920-х и даже отчасти в 1930-х годах работали в очень тесном сотрудничестве с западными. Например, один из мэтров отечественного жилищного проектирования Моисей Гинзбург посещал иностранные выставки, вел энергичную переписку с ван дер Роэ и другими зарубежными коллегами. Однако в 1920-х в советской стране были популярны идеи строительства домов-коммун, и свободные планировки у нас не прижились. Потом была война — тоже не до архитектурных изысканий.
К идеям типового жилья и открытых планировок Советский Союз пришел только в 1950-х, когда в стране развернулось массовое строительство серийных домов. Но теперь интерес к открытым планировкам был продиктован не столько их функциональностью, сколько низкой стоимостью такого жилья, где не требовалось возводить лишние стены. Советские архитекторы предложили несколько проектов с подобными планировками. Например, в Ленинграде, на бульваре Красных зорь, в конце 1950-х — начале 1960-х годов построили четыре экспериментальных жилых дома гостиничного типа по проектам архитекторов А. И. Прибульского и В. Н. Щербина и инженера П. Ф. Панфилова. Это жилье предназначалось для одиноких и малосемейных граждан.
В ритме большого города
В современной России студии переживают настоящий ренессанс. Их снова стали проектировать в конце 1990-х: после распада СССР граждане смогли продавать и покупать квартиры, началось бурное жилищное строительство, но денег у россиян было еще не много, и позволить себе просторную недвижимость они не могли. Так что поначалу студии считались бюджетным вариантом для тех, кому нужна отдельная квартира, пусть даже и крошечная.
Но в 2010-х застройщики начали предлагать квартиры с открытой планировкой не только в проектах эконом-класса, но и в премиальных жилых комплексах. Студии в ЖК высоких категорий покупают, как правило, молодые, динамичные люди, чья карьера идет в гору. Перед ними стоит выбор: приобрести двух- или трехкомнатную квартиру за кольцевой дорогой — или поселиться в престижном районе. Для таких клиентов второй вариант предпочтительнее.
Источники фото: interior.lv, archi.ru, link.springer.com, davidhannafordmitchell.tumblr.com, losko.ru, behance.net, chicago.curbed.com, interiorsmall.ru.