Итак, мы разобрались с тем, что даваемые нами оценки событий, даже относительно полезности и важности применения к нашей собственной жизни - глупы.
Еще более глупыми эти оценки делают то, что мы, по сути, не взаимодействуем с этим миром напрямую. Все события, которые происходят здесь и сейчас, попадают в наше сознание только после прохождения фильтра нашего эго. Я его называю Рефлексирующая Машина Разума (РМР), потому что в своем законченном виде данная машина вообще отгораживает нас от действительности, и все, что мы видим - это лишь отражение (reflection) ее самой. Вся действительность проходит такое жесткое искажение оценкой и приоритизацией на основании якобы ценного жизненного опыта, что увидеть реальное положение дел и сделать непредвзятый выбор вариантов действия в сложившейся ситуации представляется невозможным. Бесконечный монолог РМР заставляет нас делать одинаковые выборы на основе хранящихся в ней оценок “аналогичных” событий прошлого.
А из ценного опыт превращает в якобы ценный та эмоциональная оценка, которую мы однажды дали событию, и храним ее вместе с событием. Хотя, как было сказано ранее, само событие и данная ему наша оценка - это две большие разницы. И когда в нашей жизни случается что-то, чему РМР находит аналогию в нашей памяти (а находит она аналогию на раз даже для событий, которые определяются, как “неведомая херня”, например, подводя их под правило “неведомую херню нужно бояться до усрачки”), она проецирует на происходящее свой набор шаблонных эмоций, приоритетов и реакций, сформированный в прошлым, купируя возможность подойти к событию непредвзято и воспринять его нейтрально, что дало бы возможность продумать и реализовать оригинальный сценарий участия в событии, оптимальный именно для него. А не для для каши в наших головах, к реальности имеющей весьма опосредованное отношение.
Примеры подобных хранимых памятью оценок есть у каждого в загашниках подсознания. Большую их часть составляют психологические и даже психические травмы, особенно, но не только - детские. Кого-то напугала в детстве собака и теперь он боится собак. Кому-то внушили, что настоящий мужик должен к тридцати годам иметь свою хату и машину, и он теперь изнывает от своей несостоятельности и бессилия, живя в комнатушке в жопе мира и “подыскивая варики поднять бабла”.
И даже если предположить, что никаких травм мы не получили, РМР есть чем занять наше сознание: социальные ограничения, всякие там традиции, законы, морально-этические нормы, религиозные правила, обязательства взятые нами самостоятельно или вмененные нам и т.д. и т.п.
Самая отвратительная черта РМР - это то, что помимо фокусировки на негативных эмоциях, она включает еще и положительную обратную связь: мы мусолим в мыслях какую-то бяку, организм отзывается, вводя нас в состояние, соответствующее этой бяке (грусть-тоска, раздражение, страх), сознание, подпитанное соответствующей эмоцией, начинает еще более интенсивно обдумывать бяку, включая воображение посильней и погружаясь глубже в негативные эмоции. И так по кругу “разум-эмоции-разум”, на сколько позволят гормоны, отвечающие за эти эмоции, до тех пор, пока всё наше сознание не будет занято единственным делом - монотонным ворчанием РМР, бесконечно реплицирующей наше негативное состояние. Она настолько захватывает наши ресурсы и настолько управляет нашим состоянием, что мы начинаем считать сообщаемую ей картину мира - реальностью, а наше эго - которое, по сути, всего лишь эмоциональный шлейф нашего прошлого - считать нашей личностью.
То есть, в обычном, НО НЕ НОРМАЛЬНОМ!, состоянии, всё, что нами управляет и всё, что составляет наш мир, каким мы его видим - это комплексы и зажимы (страх и чувство вины), разбавленные отчасти положительными эмоциями, когда мы эти страх и чувство вины смогли на время преодолеть. Но даже то небольшое удовольствие, которые мы получаем от своих побед и достижений, как правило генерирует очередную дозу вины и страхов: достойны ли мы достигнутого успеха, что же будет с нашими конкурентами, “чем выше поднялся - тем больнее падать”, нужно постоянно развиваться, чтобы удержать позиции… И так далее. И вот уже наша победа - очередной комплекс или зажим.
Таким образом РМР - очень полезный механизм для выживания диких людей в дикой природе - в социальной среде, где не нужна постоянная накачка гормонами “бей” или гормонами “беги”, превращает псевдо-угрозы нашей жизни в единственное, чем занято наше сознание и на чем сконцентрировано наше внимание.
А если в сознании и в поле внимания ничего другого нет - этого нет и в нашей жизни. И все бы было не так плохо, если бы РМР давала нам шанс беспристрастно (без страха и без чувства вины) смотреть на то, что происходит в нашей жизни здесь и сейчас. Но нет…
Делаем выводы? Делаем выводы.
1. Картина происходящего с нами здесь и сейчас затуманена, а для многих - просто отгорожена, рефлексиями, сформированными нашими прошлыми переживаниями и включающими сюда наши “планы” на будущее, которые, на самом деле лишь проекция наших прожитых переживаний на то, как мы видим будущее.
2. Этот “туман”, генерируемый нашим сознанием (РМР), исключает возможность действовать непредвзято, не полагаясь на необоснованные страхи и вмененное чувство вины. Это лишает для нас происходящее событие присущей ему нейтральности, заставляя давать ему эмоциональную оценку и действовать по шаблону, соответствующему этой оценке.
3. Шаблоны - всегда старые и неверные, если дело не касается самых простых вещей, напрямую относящихся к выживанию: одернуть руку от огня, не ходить на лютом морозе без шапки… Не верные они, потому что не связаны с происходящим событием ничем, кроме нашей эмоциональной оценки, не учитывают, и не могут учитывать изменившегося окружения, которое отличает текущее событие от прошлого, да и сформирован этот шаблон был скорее всего под давлением страха или чувства вины.
Глупо использовать РМР, цель которой - вгонять нас в стрессовое состояние “бей или беги” для решения текущих вопросов нашей жизни. Еще глупее что-то планировать или пытаться что-то изменить в своем окружении, восприятии или жизни, основываясь на монологе, которым РМР занимает наше сознание. Но что или кто может изменить нашу жизнь? Разве есть что-то за границами нашего эго? Почему мы не слышим голос этой нашей части? Как нам добраться в нашем сознании до места, где этот голос слышно?
Это место - место без страха. Но это - совсем другая история… Следующая история.