- Я приехал на БАМ совсем уже не молоденьким, - неторопливо начинает свой рассказ ветеран-бамовец Георгий Власов, пришедший на встречу с сыном-школьником. Хорошо, что сразу сам всё и объяснил: я сначала подумала, что это внук. - 30 мне уже было. Комсомольцы-добровольцы-то значительно раньше приехали.
- Зато вы специалистом были, - говорит Лариса Александровна Норина. – Комсомольцев-то обучать надо было!
- Специалистами нас здесь сделали, - не соглашается Георгий Михайлович.
Георгий родом из Жигаловского района. Родители ещё маленького его с сестрёнкой привезли в Нукутский район в поселок Целинный. Там парень окончил 10 классов и поступил на вечернее отделение Усольского химико-технологического техникума.
- А почему на вечернем учились? Жили трудно?
- Женился рано. Семью надо было обеспечивать. На сользавод пошел. Аппаратчиком. Сначала помощником. Так-то я поступал сначала в политехнический институт, но не прошёл по конкурсу, а в техникум взяли! Ещё окончил одногодичную Иркутскую школу мастеров-строителей. Хорошо нас там учили, без теории, только практика.
- Почему решили ехать на БАМ? Шел уже 1980 год, шесть лет как стройка гудела…
- Родственники у меня здесь жили. Пригласили приехать и посмотреть. Приехал и остался. Сначала работал в городском строительном участке РСУ, Пономарев у нас был начальником. Позже познакомился в спортзале с бамовцами. Они и переманили к себе.
- В то время престижно было в бамовских организациях работать? – уточнила я. – И спортом активно занимались?
- Конечно. Там и коэффициент платили 1,7, а в городе 1,4. Обеспечение хорошее. Опять же чеки целевые на автомашины. Не так просто было в те годы их купить. А занимался волейболом с Валентином Решетовым, Алексеем Лукьянченко. Я в то время работал прорабом в СМП-286.
- Георгий Михайлович, а чем конкретно занимались на БАМе?
- При СМП-286 были подсобные предприятия, это бетонный завод и Кирзавод. Меня тогда пригласили именно на Кирзавод мастером. Через два года предложили идти работать техноруком в лес, занимался отводом лесосек: для стройки леса много готовили. Вроде было отдельное предприятие, но почему-то мы числились при СМП-286.
В 1984 году мне предложили возглавить участок лесопиления, столярный цех, весь поселок Кирзавод, детский сад. Короче, 200 человек было в моём подчинении. Работал там до 1987 года, пока Кирзавод не закрылся.
- Я на этом заводе в 14 лет работала, - вспоминает Лариса Александровна Норина. – Кирпичи на транспортер складывала. Хорошее же было производство!
- Точно, - соглашается ветеран. – Тогда мы готовили 4 миллиона кирпича за сезон, а на пятиэтажный многоквартирный дом уходил только миллион. Выпускали качественный кирпич!
- А жили всё это время где? – продолжаю я «пытать» его.
- Через полгода дали комнату в общежитии на Кирова. До этого у родителей жил. Отец в зверосовхозе работал, мать – диспетчером пожарной части.
- Дети от первого брака, наверное, уже взрослые?
- Да, внуки уже есть. Я, конечно, все это время им помогал, поддерживал связь, как, впрочем, и сейчас. Сын в Питере живет, дочь – в Усолье.
- Расскажите, как это возрастному мужчине иметь маленького сына? Изменилось отношение к воспитанию?
- Конечно. Сейчас я живу им, дышу им. Стараюсь больше вложить в него, больше времени проводить. Мне 71 будет, а Глебу только 10. 17 лет уже живем с Еленой Сергеевной. Сын – у нас желанный, долгожданный. Он раньше занимался бальными танцами, теперь решил на брейк-данс ходить. А что? Нам с супругой нравится.
Нужно делать сложные акробатические движения и быть в хорошей физической форме. Не зря брейк-данс включён в программу Олимпийских игр 2024 года, которые пройдут в Париже. Ещё в бассейн ходим, на английский. Сейчас времени у меня много, до прошлого года работал в «Ленаречтрансе». 12 лет стажа там.
- Награды бамовские есть?
- Как у всех. Медаль за БАМ и юбилейные.
- Машину-то заработали по целевому чеку?
- В 1991 году получил «Ниву». Успел ещё по старой цене купить. До этого 2,5 года платил взносы.
- До сих пор на ней ездите?
- Ну что вы, - удивляется Георгий Михайлович. – Давно продал.
- До сих пор находятся люди, которые считают, что БАМ - дорога в никуда. А вы как думаете?
- То, что построили, все было нужно. Знаете, даже песня такая есть ВИА «Пламя» – «А то, что построено, все людям останется!». Знаю я всё про эти разговоры. Что про БАМ говорить, если государство развалили! А то, что сейчас снова строят вторую очередь, так они же по всему готовому уже идут. Техника современная, условия для проживания отличные! Так чего не строить! Это бамовцы всё начинали с нуля!
- Со спортом продолжаете дружить?
- Больше в прошлом всё осталось. Тогда и в соревнованиях внутри треста «ЛенаБАМстрой» принимал участие, и в городских. Волейбол, баскетбол, борьба, самбо, хоккей. Команд было много, интересно проходили сами соревнования. Жизнь тогда кипела.
- Что-то смотрю на фотографиях вас почти не видно.… Почему?
- Да раньше особо этим не увлекались. Работали, да работали. Это сейчас все селфи в сетях выставляют.
- Что бы вы пожелали ветеранам БАМа?
- Здоровья. Крепкого тыла. И, конечно, чаще встречаться.
Спасибо, что дочитали)))
А если бы ещё комментарий написали, то цены бы вам не было)))