Найти в Дзене
Кот Баюн

Дарий - спаситель империи Ахеменидов

«… Дарий с последователями из персидской знати смог, в конечном счете, уничтожить Гаумату и прочно обосноваться на ахеменидском царском троне. … Несомненно, он был молодым человеком исключительной отваги и решимости, способным заручиться поддержкой, как других представителей персидской знати, так и регулярного войска. Все эти личные достоинства и таланты, несомненно, были ему присущи еще до того, как он смог претворить свой успех по захвату царского престола в эффективную власть над имперским наследием Камбиса ...» Кембриджская история Древнего мира.

Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Хроника гражданской войны":

Первая смута в Империи Ахеменидов

Маги – вдохновители и идеологи гражданской войны в Персии

Царь ненастоящий!

Убийство Бардии-Гауматы и его исполнители

Карта Империи Ахеменидов, конец VI века до н.э.
Карта Империи Ахеменидов, конец VI века до н.э.

29 сентября 522 г. до н. э. семь персидских аристократов проникли в царский дворец и убили царя царей Бардию (подробнее ЗДЕСЬ: Убийство Бардии-Гауматы и его исполнители). Был это самозванец – маг Гаумата, как утверждает античная традиция, или же подлинный сын Кира Великого, не поладивший с родовой знатью Персии, как предполагают многие современные историки, достоверно неизвестно до сих пор, хотя предположений за прошедшие тысячелетия высказано множество (подробнее ЗДЕСЬ: Царь ненастоящий!). Смерть Бардии-Гауматы положила начало правлению одного из самых блестящих правителей Древнего Востока – Дария I. Согласно легенде, пересказанной Геродотом, семь цареубийц спорили о том, какой должна стать будущая Персия. Отан (Утан) предлагал «передать власть всему персидскому народу», Мегабиз (Бага-бухша) желал видеть у руля государства совет аристократов-олигархов: «… Очертя голову, подобно весеннему потоку, без смысла и рассуждения, бросается народ к кормилу правления. Пусть ценит народное правление лишь тот, кто желает зла персам! Мы же облечем верховной властью тесный круг высшей знати (в их числе будем и мы). Ведь от “лучших” людей, конечно, исходят и лучшие решения …».

Но возобладала точка зрения, изложенная Дарием «…нет, кажется, ничего прекраснее правления одного наилучшего властелина. Он безупречно управляет народом, исходя из наилучших побуждений …». А вскоре, сам Дарий и стал этим властелином «…чей конь первым заржет при восходе солнца, когда они выедут за городские ворота, тот и будет царем … На рассвете все шестеро мужей по уговору сели на коней. Когда они оказались за воротами и приблизились к тому месту, где прошлую ночь была привязана кобылица, конь Дария бросился вперед и заржал». Кто-то из историков даже, «на полном серьезе» писал, что именно с помощью подобных «знамений» персы и разрешали ситуации с затруднительным выбором. Может быть, хотя верится слабо, что персидские аристократы, нахлебавшиеся «неаппетитной субстанции» во время правления Камбиса и Бардии, позволили выбирать царя какому-то коню. Скорее всего, Дарий оказался на троне не в результате слепого случая, а был выбран персидскими вельможами, которые разглядели в нем качества необходимые для властелина, способного восстановить удобный для «лучших людей» порядок вещей и «железной рукой» подавить неизбежное недовольство. Так каким он был этот «сын Гистаспа», до своего восшествия на трон?

Персидский царский гвардеец-«яблоконосец». Художник Maria Ginala
Персидский царский гвардеец-«яблоконосец». Художник Maria Ginala

О молодости Дария известно, на удивление, немного, обычно недостаток сведений восполняется народным мифотворчеством, а здесь – тишина. Возможно, это объясняется тем, что Дарий не был царем особо любимым народом, да и персонажем героического эпоса он, в отличие от Кира Великого, не смотря на все свои свершения так и не стал. Наверное, первое упоминание о нем встречается в рассказе Геродота о последнем походе Кира: «… Самым старшим из сыновей Гистаспа, сына Арсама, из рода Ахеменидов был Дарий, в то время еще юноша около двадцати лет (юноша оставался в Персии как негодный еще по молодости лет к военной службе) ...». Альберт Олмстед сообщает, что «… Камбис взял его (Гистаспа)юного сына в свое личное услужение ...». Когда Камбис отправился завоевывать Египет (подробнее ЗДЕСЬ: Египетский поход Камбиса II) молодой Дарий, естественно, последовал за ним. На войне, те, кто выживает, взрослеют быстро, заматерел и Дарий, вскоре он уже не царский «мальчик-паж», а полноценный воин, боец элитного отряда царских копейщиков.

Это подразделение персидской армии, берущее свое начало от личной дружины древних вождей Персии, заставляет вспомнить об аналогичном воинском формировании более позднего времени, воспетом Дюма. В этот отряд, в отличие от корпуса «бессмертных», составлявшего армейскую элиту, простолюдинам путь был заказан. Тысяча «царских копьеносцев» набиралась исключительно из этнических персов, причем обязательно происходящих из знатных семейств. Здесь они служили под непосредственным приглядом царя и его ближайшего окружения, обучались тонкостям дворцового этикета, «светской жизни» и военному искусству. Артиштибара – таково персидское название личной гвардии ахеменидских царей, исполняли наиболее «деликатные» поручения властелинов империи и служили их охраной «последнего круга безопасности», практически личными телохранителями. Можно также предположить, что служащие в «элитной тысяче» молодые представители знатнейших родов царства, были своего рода заложниками и гарантией верности этих фамилий персидскому царю. Нечто подобное практиковалось при дворе мидийских царей, подобную «школу» прошел Кир Великий. Свое прозвище «яблоконосцы» (греческое «мелофоры») царская гвардия получила за то, что их оружие имело позолоченные копейные «яблоки», служащие прекрасно различимым опознавательным знаком.

Персидский гвардейский офицер времен Ахеменидов в «полевой форме». Барельеф в Персеполисе и современная реконструкция на его основе. Возможно, такую форму носил и молодой Дарий
Персидский гвардейский офицер времен Ахеменидов в «полевой форме». Барельеф в Персеполисе и современная реконструкция на его основе. Возможно, такую форму носил и молодой Дарий

«Кембриджская история Древнего мира» упоминает, между делом, что «… В бытность свою в Египте Дарий был носителем лука при Камбисе и, следовательно, обладал почетной высокой командной должностью в войске ...». Это сообщение противоречит утверждениям других историков о том, что придворное звание «носитель царского лука» было впервые введено при Дарии I для его соратника по убийству Бардии Виндафарна. Геродот, упоминая о египетских приключениях Дария, рассказывает о его встрече с приехавшим посмотреть страну братом самосского тирана Силосонтом, сыном Эака. «… Однажды, одетый в красный плащ, он прогуливался по рынку в Мемфисе. Увидел его Дарий, который, будучи телохранителем Камбиса, еще не имел тогда особого веса, и так прельстился плащом, что, подойдя к Силосонту, стал торговать плащ. А Силосонт, видя сильное желание Дария получить этот плащ, сказал (как бы по внушению некоего бога): «Я не продам его ни за что, но хочу тебе подарить, если уж ты непременно хочешь его иметь». Дарий был очень доволен и взял плащ ...» Геродот. Во всей этой немудреной бытовой сценке для нас имеет значение только упоминание о незначительном положении Дария во время начала «африканской эпопеи» Камбиса, скорее всего, тогда он еще был рядовым копейщиком – артиштибара.

«Кому война, а кому мать родна» гласит известная пословица. Для большинства участников «египетского похода» он обернулся годами лишений и риска, без особой прибыли. Но умный, амбициозный, подготовленный к войне с детства и, главное, везучий Дарий смог вытянуть в этой лотерее свой счастливый билет. Он не взлетел на высшие командные должности, но смог выделиться из числа прочих гвардейских копейщиков, скорее всего, стал офицером и сделал первые шаги по «лестнице» придворных чинов. Это была бы совершенно банальная карьера для человека, имеющего его происхождение, урожденного Ахеменида и молодого вельможи. Подобной дорогой прошел его отец Гистасп (Виштаспа), сын Аршамы, в обсуждаемое время он был сатрапом Бактрии и Персиды, то есть весьма важным сановником. Вероятно, со временем, Дарий унаследовал бы должность своего отца, но случилось «восстание Гауматы-Бардии» и старшая ветвь рода Ахеменидов пресеклась. В сложное для родовой аристократии время Дарий получил предложение присоединиться к заговору. Скорее всего, оно исходило от кого-то из его товарищей по «египетскому походу», знавшего Дария не только как наследника древнего рода, но и как смелого, решительного командира, способного на быстрые, неординарные решения в экстремальной обстановке.

Дарий «скромно» сообщает о себе: «… Мой отец - Виштаспа, отец Виштаспы Аршама, отец Аршамы - Ариарамна, отец Ариарамны - Чишпиш, отец Чишпиша - Ахемен. Поэтому мы называемся Ахеменидами. Искони мы пользуемся почетом, искони наш род был царственным. Восемь [человек] из моего рода были до меня царями. Я - девятый. Девять нас были последовательно царями. По воле Ахурамазды я - царь. Ахурамазда дал мне царство …». «Бехистунская надпись Дария I», как всегда, не врет, но и не говорит всей правды. Правда, заключается в том, что отец Дария не был царем. Его прадед Ариарамна властвовал над областью под названием Парса, после того как сыновья Чишпиша (Теиспа) не смогли договориться между собой о старшинстве и разделили еще юное Персидское царство на две части (подробнее о начале истории Персии ЗДЕСЬ: Как рождалась Персия). Ариарамна был смещен с трона в 590 г. до н.э. собственным сыном Аршамом, который в свою очередь около 549 г. до н.э. был вынужден отказаться от царского титула в пользу своего двоюродного брата Кира II, вновь объединившего Персию. Аршам – дед Дария I, некоторое время правил в Парсе в качестве сатрапа, в старости передав управление своему сыну Гистаспу – отцу Дария. Таким образом, еще дед Дария Аршам утратил титул царя, тем более никакого права на этот титул не имели Гистасп и Дарий.

Ни Геродот, ни кто-либо еще из авторов, близких к тому времени, не упоминают о царском происхождении Дария, наоборот «отец истории», как вы помните, говорит, что Дарий «не имел тогда особого веса». Очень многое изменило убийство Бардии, Дарий, бывший до того одним из множества молодых Ахеменидов, стал героем в аристократических кругах. Надо думать, особенно вырос его авторитет среди знати, связанной с армией, ведь он был одним из них. Если верить Геродоту, а он писал эту часть своей «Истории» на основе персидских легенд и сведений, полученных от потомков убийц Бардии, то зачинщиком заговора и его руководителем был не Дарий, а Утан (Отан). После устранения Бардии и его ближайшего окружения, не стремящийся стать царем Утан «отошел в сторону» и этим тут же воспользовался Дарий, уж у него-то амбиций хватало. «…Никто не осмеливался сказать что-либо против Гауматы-мага, пока я не прибыл. … я с немногими людьми убил Гаумату-мага и виднейших его приверженцев … Царство у него я отнял …». Так, вероятно, звучала эта история в исполнении Дария, и он позаботился о том, чтобы донести ее в таком виде до как можно большей части «нужных ушей».

Персидские воины реконструкция
Персидские воины реконструкция

Почти сразу же после убийства Бардии заговорщиками, начались восстания в Эламе и в Вавилоне. В Вавилоне первая табличка датированная временем правлением Навуходоносора III, написана 3 октября 522 г. до н. э., то есть через четыре дня после расправы над Бардией, Элам восстал еще раньше. Поход на расположенный по соседству с Персией Элам состоялся в ноябре, причем руководил им уже Дарий. Видимо, не ожидавшие столь быстрой и резкой реакции подвластных народов на свои действия персидские вельможи, быстренько посадили на трон столь хорошо зарекомендовавшего себя молодого Ахеменида. Времени для споров не было, вот и выбрали самого активного, с военным опытом и связями в армии, да еще и с какими-то, пусть и довольно мифическими правами на престол. Интересно получилось, мы точно знаем, когда стал царем «разрушитель устоев» и якобы самозванец Бардия-Гаумата, но можем только предполагать когда «надел корону» официальный спаситель империи Ахеменидов – Дарий I. Возможно, верхушка аристократической «партии» хотела потом все «переиграть» и заменить Дария на более слабого и контролируемого царя. Но восстания полыхали по всей империи в течение года, за это время Дарий успел найти общий язык со «служилой знатью» и освоиться на троне. Попытка заговора Виндафарна была раскрыта на начальной стадии и жестоко подавлена, после этого аристократы предпочли договориться с Дарием.

Так называемое «восстание Гауматы» было вызвано накопившимися внутри Империи Ахеменидов противоречиями. Бардия (или Гаумата) пытался провести реформы внутри государства, усилив при этом централизацию власти и ограничив аппетиты родовой знати. Его «политическая программа» была направлена в первую очередь на сохранение единства Персидской империи, нельзя не признать, что он действовал как настоящий «государственник». Но противодействие аристократов оказалось слишком сильным, Бардия был убит, а его программа преобразований была свернута, что привело к множеству народных восстаний и кровопролитной гражданской войне. Захватившему трон Дарию удалось "спасти Империю" подавив волнения силой оружия. Ее целостнось была сохранена ценой десятков тысяч жизней ее граждан. Многие из реформ Бардии позднее были осуществлены Дарием и его наследниками, но за понимание их необходимости империя заплатила очень высокую цену.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"

«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев

«История. Книга вторая. Евтерпа» Геродот

"История Персидской империи" Альберт Олмстед

"История Мидии" И.М. Дьяконов

"История Мидии" И.Г. Алиев

Дарий I царь Персии
Дарий I царь Персии

Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Хроника гражданской войны":

Первая смута в Империи Ахеменидов

Маги – вдохновители и идеологи гражданской войны в Персии

Царь ненастоящий!

Убийство Бардии-Гауматы и его исполнители

-8