Танцующая вселенная в ритме жизни
Писательница Майя Ангелу сказала: "Всё во Вселенной ритмично. Всё танцует". И нельзя не согласиться с ней, наблюдая за расцветающими тюльпанами, порханием бабочек; за перекатами волн и серебристой лунной дорожкой, струящейся по глади ночного моря; за отбивающими степ дождинками…
Танец с древних времён сопровождает человека, являясь средством выражения чувств, ведь проходя сквозь сердце, жизнь отражается в движениях. Тому доказательство - творчество великих танцоров: Михаила Барышникова, Рудольфа Нуреева, Жозефины Бейкер, Марты Грэм… И не зря Фридрих Ницше заявил: "Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз".
Школа танцев в "ЦДО"
Современная хореография является важнейшим аспектом эстетического воспитания - это волшебный мир красоты, движения, звуковых, световых красок, костюмов. Поэтому наши дети, тонко чувствующие мир, гармонично существующие в нём и пластически, стремятся приобщиться к искусству танца, что способствует формированию эстетической и художественной культуры личности.
В МАОУ АГО "ЦДО" под руководством О. М. Мелеховой успешно функционируют творческое объединение "Школа танца", открытое на базе центра в 2013 году. Жители посёлка полюбили танцевальный коллектив "Аллегро", становившийся участником и дипломантом районных, окружных и областных фестивалей и конкурсов: "Жемчужина танцпола" (г. Красноуфимск), "Стартинейджер", "Динамика", " Дыхание весны" (г. Заречный). Многие выпускники коллектива в дальнейшем связали свою жизнь с творчеством. Екатерина Козлова и Елизавета Шистерова окончили колледж искусств и культуры. Александр Малышев, будучи мастером спорта по акробатике, является одним из преподавателей сети школ и студий танцевального коллектива "Тодес". Вадим Кашин, Игорь Татауров, Дмитрий Брагин продолжают самостоятельно заниматься уличными танцами.
В настоящий момент в "ЦДО" сформированы коллективы: "Задоринки", "Конфетти", "Цунами" и "Лицей", объединившие 67 детей. Мастерами танца здесь являются: Максим Мокрушин, Ксения Кошеленко, Роман Буров, Егор Власов, Егор Шаров. Учащиеся не только постигают основы хореографии и приобретают навыки танцевальных движений, но и изучают историю танца, стили и направления народного, эстрадного, современного и уличного танцев, теории музыки, актёрского мастерства. И всё это позволяет юным танцорам выработать чувство ритма, получить хорошую растяжку, обрести пластичность и гибкость. Кроме того, танцы способствуют развитию творческого начала и художественного вкуса.
Настоящее образование - это умение хорошо петь и танцевать
Решать такие задачи под силу только творческому человеку, педагогу, влюблённому в искусство танца и детей. Ольга Михайловна с первого по восьмой класс была круглой отличницей. Предпочтение отдавала физике и математике, но при этом параллельно училась в музыкальной школе по классу баяна. Её родственники по отцовской линии Павел Конев и Виктор Уткин хорошо владели музыкальными инструментами и пели.
А вот интерес к танцам возник благодаря конкурсам по аэробике, модному тогда направлению, которые проводила учительница физкультуры В. М. Самылова. Оля готовила команду, с которой выступали в школе и клубе. Чтобы научить других, она с удовольствием тренировалась сама, просматривая телевизионные комплексы аэробики и повторяя движения за ведущими. Нравилось ей заниматься и костюмами: шить яркие повязки, подбирать купальники, цветные гетры.
Педагоги музыкальной школы посоветовали Ольге продолжать музыкальное образование, поэтому она, окончив школу, поступила в Свердловское музыкально - эстетическое училище №2, выбрав специальность учителя музыки в школе и музыкального воспитателя в детском саду. Здесь она продолжала заниматься любимым делом, осваивала азы вальса и полонеза с кадетами суворовского училища, которые совместно со студентками училища посещали танцевальный кружок. Ведь не зря Платон изрёк: "Настоящее образование включает умение хорошо петь и танцевать".
Ольга Михайловна уже дипломированным специалистом в 1990 году начала работать учителем музыки в школе №1, вести классное руководство коррекционного класса. А ещё три года преподавала в музыкальной школе. С собой из училища она привезла огромное количество слайдов и пластинок, которые были помощниками в интеграционных занятиях, на которых она проводила параллели с различными видами искусства. А ещё на каждом уроке проводила физкультминутку в виде ритмики.
- Это было очень насыщенное время, - рассказывает Ольга Михайловна, - немереное количество часов я просидела с баяном под ёлкой. Начала посещать студию "Артист" под руководством Р. И. Андриянова, где с удовольствием пела. На подтанцовку начала приглашать девочек, а потом целенаправленно набрала танцевальную группу. Мой интерес поддержала художественный руководитель ДК им. Королёва З. Н. Ватлина, и я начинаю трудиться руководителем танцевального кружка, который мы назвали "Аллегро".
В силу обстоятельств того времени Ольга Михайловна, чтобы сохранить "Аллегро" и иметь материальную базу, перекочёвывала вместе с коллективом с одной организации в другую. Так она поработала в РДК, в Пристанинском клубе, где, кстати, выиграла федеральный грант. Открывала даже ИП по обслуживанию населения, где также преподавала танцы. Большую поддержку оказала директор лицея Ф. Ф. Бугуева, где в одном из помещений оборудовали танцевальный класс. При этом Ольга Михайловна училась заочно в УрГПУ на факультете "Хореографическое искусство". Неоднократно ставила танцы и с взрослыми коллективами (педагогами, работниками противопожарной охраны) на производстве, готовя их к смотрам художественной самодеятельности.
А ещё она посещала мастер - классы создателя одного из самых титулованных в России коллективов авторского театра танца эксцентрик балета С. В. Смирнова, который ещё и был постановщиком танцев в коллективе " Рябинушка" при Дворце народного творчества "Уралмаш", где танцевала её дочь. Полина с пяти лет являлась участницей танцевальных коллективов, следуя за мамой повсюду. Добилась неплохих результатов. Окончила хореографическое отделение эстетического колледжа с красным дипломом.
Танцевать лучше себя вчерашнего
Работа педагога - хореографа, создателя и постановщика сложна и ответственна. Хореограф в детском коллективе – прежде всего умный, знающий специалист, чуткий и справедливый воспитатель. Он должен быть душой коллектива и в то же время его совестью. На первом занятии Ольга Михайловна всегда задаёт детям вопрос:
- Для чего вы хотите научиться танцевать?
И зачастую слышит обескураживающий её ответ:
- Для участия в конкурсах и побед!
Тогда она обращает внимание воспитанников к истокам танца, когда древние люди, прежде чем отправиться на охоту, совершали обряды, танцуя в одном ритме и наполняясь общей энергией, которая и помогала охоте стать успешной. Древний человек и радость выражал танцем.
- Танец, - утверждает Ольга Михайловна, - не должен существовать ради конкурса, не должен превращаться в спортивные состязания. Это источник радости и вдохновения! Своей сверхзадачей считаю - постановку тела человека. Это и здоровье, красота, уверенность, энергия, направленная на саморазвитие, реализация себя как личности.
Приходит ко мне ребёнок с искаженной осанкой, я не "загоняю" его в конкурсный "стандарт" супер - танцора, а мотивирую его двигаться относительно себя: не подражая кумирам, а прислушиваясь к себе, но при этом взяв за основу девиз: " Ты танцуешь лучше себя вчерашнего". И шаг за шагом мы добиваемся результата: спинка выравнивается, сутулость исчезает. Порой на это уходят годы. Такие успехи не отмечаются грамотами, но они являются приоритетными в моих педагогических целях.
Вот и получается, что "танец - это способ достичь красоты, владеть каждым мускулом и направлять его к счастью" (Морис Бежар).
Танец - духовно - нравственное воспитание
Танцевальные коллективы объединения "Школа танцев" используют в своих постановках различные направления: эстрадное, народно - стилизованное, уличное, свободная пластика. Но Ольге Михайловне больше нравится работать с фольклорным танцем. Она считает:
- Фольклор - это кладезь народной мудрости, тех знаний и ощущений, которых не хватает современному человеку для духовного развития и гармоничного существования в мире с природой и самим собой. Со стариной мы знакомимся на бегу, проходя мимо, а, не проникая в глубину сокровищницы, дающей силу. Такой силой, к примеру, являются казачьи пляски. И вообще фольклорные танцы - это модель жизни, "ужатая" до движения и жеста.
Не зря считается, что первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе – это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания – это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.
Казалось бы, знай технику движений, композиционное построение, подбирай музыку, и всё - танец готов. Но если ты профессиональный хореограф, то понимаешь, что постановка танца - мучительный момент, вершащийся "здесь" и "сейчас", в котором от жеста, как зерна, прорастает жизнь, в которой и раскрывается личность танцора.
Татьяна Костырева
2021 г