Наш сегодняшний разговор - о повести Пушкина "Арап Петра Великого" и о снятом по ней фильме Александра Митты "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил".
П.: Честно говоря в первый раз я прочёл это произведения Пушкина в совсем ещё лялечно-няшечном возрасте, не достигнув ещё и 5 лет. А когда впервые увидел фильм- и вовсе не могу вспомнить, и запомнились мне тогда из него только читающий Плутарха персонаж Золотухина и ряженые образины, глумящиеся над главным героем.
М.: История очень небольшая, в трёхтомном собрании сочинений 1987 года она занимает в третьем томе 29 с половиной страниц, и диалогов в ней немного, и поэтому даже удивительно что этот лаконичный и компактный текст удалось растянуть, пусть даже и разбавив песнями и плясками, на почти полтора часа экранного времени... ВСё равно что ставить оперу по чеховскому "Ионычу", честное слово...
П.: А "Пиковая дама" - тоже не многотомный роман.
М.: Ну, а что из книги запомнилось с первого раза больше всего?
П.: Не поверишь, но только одна фраза, и та почти в самом конце:
"Наташа не возразила ни словом. Мысль, что тайна её сердца известна отцу её, сильно подействовала на её воображение. Одна надежда ей оставалась: умереть прежде совершения ненавистного брака".
М.: Да уж...
П.: Если мы переходим уже к фильму, то в качестве ремарки, то можно начать со сравнения облика Абрама Петровича Ганнибала, бывшего предком Пушкина и прототипом его персонажа, с обличьем Владимира Высоцкого во второй половине 1970-х годов.
М.: Глаза...
П.: По поводу прочих персонажей всё тоже достаточно спорно... Олег Павлович Табаков, безусловно, в "Семнадцати мгновениях весны", действительно был очень похож на Вальтера Шелленберга.
Трудно сказать с уверенностью то же самое по поводу Павла Ивановича Ягужинского.
Достоверных портретов героини Ирины Мазуркевич - Натальи Ртищевой, судя по всему не сохранилось.
Ну вот лично у меня теперь фильм вызывает в основном положительные эмоции, если не считать туповатых на грани быдловатости персонажей Михаила Кокшенова и Семёна Морозова. Смотрится легко, в отличие от... Впрочем, не буду переходить на конкретные примеры: как бы какой-нибудь полудурок не вздумал судиться.
М.: А что за история с доносами на режиссёра?
П.: Чтобы не пересказывать своими словами...
М.: Бредятина...
П.: И подобные долбодятлы, увы, не переводятся...
А фильм их всех переживёт!
М.: А о чём мы поговорим в следующий раз?
П.: О "Пиковой даме".