Найти тему
Маша Чернова

Наше всё - не дядя Вова, а Пушкин, ***** сын. Выпуск 3: Первый ниггерский роман на Руси

Иллюстрация из открытых источников.
Иллюстрация из открытых источников.

Наш сегодняшний разговор - о повести Пушкина "Арап Петра Великого" и о снятом по ней фильме Александра Митты "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил".

Афиша к фильму "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" (1976 г.).
Афиша к фильму "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" (1976 г.).

П.: Честно говоря в первый раз я прочёл это произведения Пушкина в совсем ещё лялечно-няшечном возрасте, не достигнув ещё и 5 лет. А когда впервые увидел фильм- и вовсе не могу вспомнить, и запомнились мне тогда из него только читающий Плутарха персонаж Золотухина и ряженые образины, глумящиеся над главным героем.

М.: История очень небольшая, в трёхтомном собрании сочинений 1987 года она занимает в третьем томе 29 с половиной страниц, и диалогов в ней немного, и поэтому даже удивительно что этот лаконичный и компактный текст удалось растянуть, пусть даже и разбавив песнями и плясками, на почти полтора часа экранного времени... ВСё равно что ставить оперу по чеховскому "Ионычу", честное слово...

П.: А "Пиковая дама" - тоже не многотомный роман.

М.: Ну, а что из книги запомнилось с первого раза больше всего?

П.: Не поверишь, но только одна фраза, и та почти в самом конце:

"Наташа не возразила ни словом. Мысль, что тайна её сердца известна отцу её, сильно подействовала на её воображение. Одна надежда ей оставалась: умереть прежде совершения ненавистного брака".

М.: Да уж...

П.: Если мы переходим уже к фильму, то в качестве ремарки, то можно начать со сравнения облика Абрама Петровича Ганнибала, бывшего предком Пушкина и прототипом его персонажа, с обличьем Владимира Высоцкого во второй половине 1970-х годов.

Иллюстрация из открытых источников.
Иллюстрация из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

М.: Глаза...

П.: По поводу прочих персонажей всё тоже достаточно спорно... Олег Павлович Табаков, безусловно, в "Семнадцати мгновениях весны", действительно был очень похож на Вальтера Шелленберга.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Трудно сказать с уверенностью то же самое по поводу Павла Ивановича Ягужинского.

Павел Иванович Ягужинский. Иллюстрация из открытых источников.
Павел Иванович Ягужинский. Иллюстрация из открытых источников.
Олег Табаков в роли ягужинского. Кадр из х/ф "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил".
Олег Табаков в роли ягужинского. Кадр из х/ф "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил".

Достоверных портретов героини Ирины Мазуркевич - Натальи Ртищевой, судя по всему не сохранилось.

Кадр из х/ф "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил".
Кадр из х/ф "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил".

Ну вот лично у меня теперь фильм вызывает в основном положительные эмоции, если не считать туповатых на грани быдловатости персонажей Михаила Кокшенова и Семёна Морозова. Смотрится легко, в отличие от... Впрочем, не буду переходить на конкретные примеры: как бы какой-нибудь полудурок не вздумал судиться.

М.: А что за история с доносами на режиссёра?

П.: Чтобы не пересказывать своими словами...

Скриншот.
Скриншот.

М.: Бредятина...

П.: И подобные долбодятлы, увы, не переводятся...

А фильм их всех переживёт!

КАдр из х/ф "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил".
КАдр из х/ф "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил".

М.: А о чём мы поговорим в следующий раз?

П.: О "Пиковой даме".