В середине XII века среди франков распространилась весть о том, что Христианский князь Востока придет на помощь им в борьбе с мусульманами. Эта история рассказана в хронике Отто Фрайзингского (ум. 1158), епископа Баварии. Некий Хьюз, епископ Габалинского в Сирии, доложил Папе Евгению III.в 1145 г. некий Иоанн, царь и христианский священник-несториан, нанес тяжкое поражение братьев-царей персов по имени Саниардос. Этот корольИоанн, потомок волхвов, решил спасти Святую Церковь Иерусалим.1 Рассказ Отто Фрайзинга подтверждается исламскими источниками. Это основан на реальных исторических событиях: поражении, которое потерпел Салджук Султан Санжар в 1141 г. против правителя Кара-Хитая (Гюр Кан) Елю Даши (годы правления 1087–1043) .2 Эта победа над мусульманским правителем князь Востока рассматривался латинянами как работа христианского царя, хотя Елю Даши на самом деле был буддистом. Это повествование породило знаменитую легенду о пресвитере Иоанне, на протяжении нескольких столетий формировал средневековое воображение, как на мусульманском Востоке, так и в Европе.
Первым кто может претендовать на личину Пресвитера Иоанна, историческая реальность которого подтверждается всеми исламскими источниками – это правитель Кара Кхитая. О втором известно из «Письма» якобы посланного Пресвитером Иоанном, императору Византии, в нем он говорит о себе как о «Короле Трех Индий», описывает чудеса своего царства. Это «Письмо» было переведено на многие языки.
В 1141 году сельджукский султан Синджар в одном из решающих сражений в истории Центральной Азии был разбит в Катване близ Самарканда монгольским народом Кара Кхитаи, который недавно переселился в Среднюю Азию из своего прежнего дома на севере Китая, когда они были лишены своих владений другой монгольской группой, Кин.
Кара, или «черные» Китаи, были ветвью Китанов, правивших северным Китаем с 936 по 1122 год.
Одна ветвь осталась под властью Кинов; другая ветвь отправилась в миграцию, которая через несколько лет привела ее к границам империи сельджуков. От имени этих людей, Китаи, произошло название, которое Марко Поло дал Китаю, Катай. Их поражение при Синджаре ознаменовало конец экспансии сельджуков и в Левант,е проложило путь к возвышению Саладина. Однако крестоносцам того времени могло показаться, что какой-то неизвестный союзник сражается на их стороне против их главного врага - сельджуков.
Пресвитер Иоанн в этой истории - император Кара Китаев -гурхан, по имени Елиу Таши.
Елиу Таши определенно не был христианином; скорее всего, он был буддистом. Были предприняты попытки вывести имя Иоанн от титула Гурхан; но это сомнительно. Крестоносцам того времени было достаточно того, что победитель над сельджуками не был мусульманином. Имя Иоанн, вероятно, произошло от воспоминания о визите патриарха Индии Иоанна в Рим в 1122 году.
Победы предполагаемого Пресвитера Иоанна не смогли облегчить положение крестоносцев. Его армии не появлялись. Без него Второй крестовый поход закончился плачевно. Но неспособность Короля-священника оказать помощь своим единоверцам не ослабила их веру в его существование. Более того, все оставшиеся сомнения должны были развеяться в 1165 году, когда византийский император Мануил Комнин, император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса и Папа Римский получили письмо от легендарного Пресвитера Иоанна.
Письмо конечно же было подделкой. Возможно, оно было задумано как трактат о преимуществах теократии и, следовательно, как полезная поддержка папству по отношению к империи. Возможно, оно было задумано как пропаганда Третьего крестового похода. Письмо имело очень широкое распространение, и его популярность была такова, что его продолжали копировать с частыми тематическими вставками на протяжении всего средневековья. Известно, что существует более 100 рукописных копий письма на нескольких языках.
Легенда о Пресвитере Иоанне распространилась по всем слоям общества и во всех формах. Фигура Пресвитера Иоанна была самой популярной во времена монгольских завоевани, как мы можем судить по его появлению в отчетах миссионеров и путешественников, которые пересекли империю Чингизхана. Упоминание Пресвитера в ключе повествования о монголах встречается в латинских хрониках, а также во французских и восточно-христианских источниках.
Можно предположить, что и фигура Пресвитера Иоанна, и «Письмо» сыграли важную роль в распространении связи монголов и Иоанна. И эта связь неслучайна, и имеет отношение к Забайкалью.
Монгольская эпоха привела к первым случаям прямого контакта между Европой и Китаем, управляемым теми же монголами.
Нападения монголов на Русь, Венгрию и Польшу в 1237 - 1241 году предупредили европейцев о могуществе монголов и настолько напугали их, что в 1245 году Папа в Риме созвал Вселенский собор, чтобы обсудить возможность адекватного ответа монгольской угрозе. В итоге на Восток отправили двух миссионеров-францисканцев.
Первым, кто покинул Европу в 1245 году, был Иоанн Карпини, а вторым - Вильгельм Рубрук, который путешествовал по монгольским владениям в течение 1253–1255 годов. Оба миссионера стремились достичь своего рода сближения с монголами, пытаясь удержать их от дальнейших нападений и вторжений в Европу, а также пытаясь обратить их в христианство.
Но как оказалось, они были не первыми миссионерами.
Европейцы получили информацию о том, что у монголов был лидер по имени «Пресвитер Иоанн», который обратился в христианство. Они также узнали, что многие монголы уже были христианами. Фактически, некоторые монгольские женщины, в том числе собственная мать Чингисхана, обратились в еретическую форму христианства, известную как несторианское христианство.
Несторианская секта была изгнана из Европы примерно в V веке нашей эры, сначала распространилась в Западной Азии, а затем распространилась далее на Восток. Иоанн Карпини и Вильгельм Рубрук были тепло встречены монгольскими дворами.
В XII веке одним из азиатских лидеров был Ван Хан, его раз и отождествляли с легендой о Пресвитере Иоанне.
Ван Хан был титулом кераитского правителя Тогрула.
Кереиты (другие названия - хэрээд, кэрээд, керәд, кэриет, кэрэит, кераит, хэрэйд, керейт, керейіт, гирей, qeriyed, kereid) - союз монголоязычных племён, обитавших в Забайкалье и Монголии в X-XIII века.
Тогрул ыл старшим сыном хана Хурджакуса и Илмы-хатун, внуком Маркуза Буюрук-хана. Хурджукас был христианином-несторианцем.
Само имя Хирджакус предположительно монгольское искажение имени Григорий. Кереиты обратились в Церковь Востока (несторианство) в начале XI века. Миссионерские успехи несториан среди монголов и тюрков Средней Азии неоспоримы.
Французский историк Рене Груссе предполагал, что один из истоков легенды о Пресвитере Иоанне, возможно, произошел от клана Кереитов, тысячи членов которого обратились в несторианское христианство вскоре после 1000 года.
Как и все остальные члены их племени Тогрул был христианином-несторианцем. Ван Хан был кровным братом отца Тэмуджина, Есукхея, и он выступал в качестве покровителя и раннего союзника Тэмуджина (который позже станет известен как Чингисхан).
Когда Темуджин напал на Джамуху в борьбе за титул хана, Тогрул, опасаясь растущей власти Темуджина, замышлял с Джамухой заговор с целью его убийства. Тогрул был убит в 1203 году найманскими солдатами, которые не узнали его. Чингисхан женился на одной из племянниц Тогрула - несторианке Соргахтани Беки. По другой версии он женил на ней своего сына, от которого она родила Мункэ-хана.
Многие из монгольской военной знати следуя примеру Великого Хана, брали в жены керииток исповедующих христианство.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.
Окажите поддержку.