Найти в Дзене

Построение отдела продаж для фабрики дверей

Оглавление

В апреле 2021 года в нашу компанию, с целью внедрения CRM и построения системы продаж обратился Андрей - руководитель ООО «ФДТ».

Фабрика
"Triadoors" уже 20 лет занимается производством и продажей межкомнатных дверей в B2B секторе. Всего в компании работает 258 человек, ежемесячно Triadoors производит десятки тысяч дверей. На
момент обращения в нашу компанию в "Triadoors" уже работало 10 менеджеров и планировалось нанять ещё 5 сотрудников после построения системы в отделе продаж.

Так как наша компания занимается как внедрением CRM системы, так и построением системы продаж, то работа с компанией "Triadoors" началась параллельно по этим двум направлениям.

Наша работа по построению прибыльной системы в отделе продаж также началась с комплексного предпроектного аудита (ППА), на котором мы провели исследование компании, оцифровали текущие бизнес-процессы, описали запросы клиента и способы их реализации с помощью инструментов продаж. Объем аудита составил 45 страниц.

В итоге мы выделили следующие приоритетные задачи:
- внедрить инструменты для контроля работы менеджеров
- обеспечить прозрачность работы сотрудников
- выстроить поэтапную систему работы и прогрева клиентов посредством воронок продаж
- наладить корректную коммуникацию между отделом производства и отделом продаж
- нанять квалифицированного РОПа в отдел продаж и прописать точки его контроля

Далее проект-менеджер
REON провел защиту аудита перед руководителем Triadoors, обосновал все этапы работы и их стоимость. После чего компания уже приняла окончательное решение о продолжении работы с нашей командой, и мы стартовали работу по построению прибыльного отдела продаж для фабрики дверей.

-2

Реализация проекта: оцифровка бизнес-процесса продажи

После оцифровки текущих бизнес-процессов продаж и их корректировки, - нами было описано 4 конверсионных воронки продаж:

1. "Основная воронка продаж" была реализована для работы с новыми клиентами компании.

Менеджер принимает заявку, отправляет КП, получает обратную связь, отправляет договор/счет, получает подпись и оплату. Таким образом, основная работа с первичными клиентами ведется именно здесь.

-3

2. Вторая воронка продаж "Дебиторы" была описана для контроля поступления постоплат и платежей по рассрочке от клиентов.

В нужную дату система автоматически напоминает менеджеру связаться с клиентом и сообщить о необходимости внести оставшуюся часть суммы. После чего менеджер выставляет счет и уже контролирует приход средств.

-4

3. Третья воронка "Доставка" была оцифрована для контроля доставки заказа клиентам.

Менеджер передает заказ в производство, получает обратную связь по срокам и уже подготавливает сопроводительные документы. Далее, если доставка машиной компании, то контролирует доставку клиенту; если доставка транспортной компанией – подбирает ТК и контролирует доставку; если самовывоз клиентом – контролирует самовывоз.

Последняя задача для менеджера на данном этапе - это получить закрывающие документы.

-5

4. Четверная воронка продаж - "Повторные".

Данная воронка была реализована для работы с повторными клиентами. При получении заявки по текущему договору менеджер выставляет счет и контролирует получение оплаты.

-6
Ключевым этапом воронки продаж мы выделили этап "КП отправлено". На этот этап клиенты приходили уже после полноценной консультации с пониманием выгод от сотрудничества с компанией, поэтому продажа на 90% зависела от качества проведенной встречи.

Формирование плана продаж

Отдел продаж не может существовать без плана, поэтому на следующем этапе мы начали работу над его формированием.

Правильная постановка
плана продаж заключается в том, чтобы руководство компании понимало из чего этот план формируется, от чего зависит и какие ресурсы могут потребоваться для увеличения его показателей. Поэтому мы составили подробную таблицу с декомпозицией целей компании. Это позволило наглядно увидеть, в какой точке находится компания в данный момент и на какую прибыль она может выйти в ближайшие месяцы.

-7

В декомпозиционной таблице мы:
1. Простроили и описали воронку продаж
с её конверсиями за предыдущие периоды. Таким образом, стало видно, какое количество заявок компания получает на входе и какое количество продаж совершает на выходе.

2. Расписали, какую выручку компания получает совершая то или иное количество продаж. Отталкиваясь от среднего чека, мы можем увидеть, сколько компания зарабатывает в месяц.

3. Учли расходы компании на макроуровне: коммерческие, административные и производственные затраты.

4. Рассчитали прибыль компании, на которую она выходит. Исходя из этого показателя, становится видно, на какую прибыль может выйти компания, какие цели может поставить перед собой собственник и какой план может озвучить РОП отделу продаж.

Документ позволяет понять, какое количество действий должен совершить отдел продаж, какое количество заявок должно поступить к компанию, какие конверсии должны быть у сотрудников по воронке продаж, чтобы достичь цели.

После оцифровки текущей ситуации в компании, мы структурировали и выстроили реальный план продаж в деньгах. Этот план в дальнейшем и лёг в формирование системы мотивации сотрудников.

Построение системы мотивации

Система мотивации была отдельно проработана для руководителя отдела продаж и менеджера отдела продаж.

Прописана мотивация была на основе наиболее эффективной методики деления заработной платы на 3 части:

- твёрдый оклад (оклад, который выплачивается сотрудникам за выполнение ежедневных механических действий: соблюдение графика рабочего дня, грамотная работа с документацией и тд)

-8

- мягкий оклад (оклад, который выплачивается за выполнение показателей KPI. Таких показателей должно быть не более 3-ёх)

-9

- бонусная часть (часть, которая выплачивается за выполнение плана по выручке)

-10

Кроме того, была создана автоматическая таблица для расчета системы мотивации. С помощью неё сотрудники в любой день могут вставить свои фактические показатели и понять, на какую ЗП они могут рассчитывать в этом месяце.

Это важно для того, чтобы сотрудники понимали, за что именно они получают деньги и стремились выполнять поставленные показатели.

-11

Ранее в компании не было такой должности как РОП, именно поэтому в работе отдела продаж не было единой системы и структуры. Мы детально описали все функции, зоны ответственности и ключевые показатели эффективности РОПа.

Одним из ключевых запросов руководителя компании был также поиск и найм руководителя отдела продаж. В ходе реализации проекта мы выделили сильнейшего менеджера, которого ввели в должность РОПа и с нуля обучили тому, как правильно руководить отделом продаж.

Создание регламентов работы

Регламенты работы отдела продаж необходимы для экономии времени руководства компании и понимания сотрудниками того, как им нужно выполнять свою работу. Регламентирование процесса продаж сводится к созданию и накоплению базы знаний по всем аспектам продажи. Формируются регламенты опираясь на ранее построенную воронку продаж и практический опыт работы.

- Первый регламент работы мы создали для сотрудников отдела продаж в течение рабочего дня, в котором подробно описали их ключевые действия. Также мы описали ряд рекуррентных ежедневных задач для руководителя отдела продаж и выделили приоритетные показатели отдела продаж, за которыми он должен следить.

-12

- Дополнительно мы проработали регламент работы сотрудников в CRM, чтобы они могли корректно работать и вести сделки в системе.

-13

- Также мы прописали регламент поиска и найма персонала в отдела продаж: от стажировки и адаптации до ввода в должность сотрудников.

-14

Прописание скриптов продаж

Любая продажа – это общение с клиентом. И этот процесс обязательно должен быть регламентирован, протестирован и желательно автоматизирован.

Процесс продажи в Triadoors был выстроен следующим образом:
- Во время квалификации менеджер выясняет, к какому сегменту относится клиент (оптовая компания, официальный дистрибьютер, бренд-дилер, розничный продавец или строительная компания)
- В зависимости от целевой категории предлагает ему подготовить персональное КП и связаться сегодня-завтра для обсуждения предложения
- На следующем этапе сотрудник проводит презентацию КП, отвечает на вопросы и уже закрывает клиента на заключение сделки.

Таким образом, для компании по производству дверей было прописано 4 скрипта продаж для разных этапов воронки:

1. Скрипт для переписки с клиентами в соцсетях, мессенджерах и почте, целью которого было закрытие на звонок с менеджером.

-15

2. Скрипт первичной квалификации клиента, во время которого менеджер определяет, какое КП для него необходимо подготовить и закрывает его на короткую встречу-презентацию предложения.

-16

3. Скрипт проведения презентации КП по телефону.

-17

4. Скрипт после проведения встречи на этапе "КП отправлено", целью которого является отработка возражений потенциального клиента и закрытие его на какую-либо финансовую договоренность.

Кроме того, был проработан вопрос, связанный с отработкой возражений. Мы прописали ответы на специфические (нишевые) возражения и стандартные фразы клиентов (дорого, подумаю, у других дешевле и тд).

-18

Проработка кадровой политики

Кадры - это основа успешной компании, поэтому мы делаем такой большой упор на HR направлении при построении отделов продаж. Без выстроенной системы поиска, найма и обучения персонала, - выстроить отдел продаж становится практически невозможно.

1. Мы сформировали аватар менеджера по продажам, прописали продающую вакансию для размещения на таких сайтах как HH, SuperJob и тд.

Вакансия была составлена по всем канонам максимального привлечения потока соискателей, чтобы была возможность отбора и выбора достойного претендента на должность. Вакансия составлена таким образом, чтобы заранее отработать все возражения кандидата и закрыть его на собеседование.

-19

2. Следующим этапом мы прописали список вопросов для проведения собеседований. Список вопросов содержит расшифровку ответов соискателей, чтобы специалист мог самостоятельно быстро оценить качество соискателя.

-20

3. Дополнительно мы провели полноценный мастер-класс для руководителя компании по тому, как правильно выстроить HR систему в компании.

На МК были раскрыты такие темы как:
- Активный и пассивный поиск сотрудников
- Проведение персональных и групповых собеседований
- Структура и принципы проведения эффективного собеседования

4. И на последнем, но наверное самом важном этапе кадровой политики, - мы прописали систему ввода в должность новых сотрудников. Была сформирована полноценная база знаний, по которой сотрудники должны обучаться первые 3 недели работы в компании.

Сдача и обучение по работе с каждым инструментом была проведена в формате онлайн-вебинара.

Завершение проекта

Во время сдачи проекта руководитель получил итоговый список инструментов для построения отдела продаж, который мы прописали для его компании. Также в этом документе приведены видеозаписи по корректной работе с каждым инструментом: системой мотивации, регламентами работы, планом продаж и тд, чтобы Андрей смог в любое время пересмотреть обучение и освежить информацию в памяти.

-21

После сдачи проекта с "Triadoors" мы не прощаемся! Ещё в течение месяца мы бесплатно сопровождали компанию, консультировали руководителя по всем возникшим вопросам и вносили необходимые правки в работу отдела продаж.

Нашей основной целью является обучение компании эффективной работе с теми инструментами, которые мы для неё создали. Поэтому с компанией мы всегда остаемся на связи!