Время неохотно делится с прошлым и только от желания людей ( и возможностей) зависит- сможем ли мы сохранить память о своем прошлом. В этой связи можно только приветствовать, что заботами о сохранении объектов и экспонатов военной истории занимаются многие страны. И вдвойне интересно, когда в музеях экспонируются не только корабли, построенные в своей стране, но и трофеи, захваченные в ходе ожесточенной борьбы.
Каждый военный корабль - это не только боевая единица флота, это образец кораблестроения, в том числе - образец иностранного кораблестроения. Особенно если речь идет о корабле, который олицетворяет собой определенный тип, или целую эпоху (если таких кораблей было построено десятки единиц). В этом случае сохранение этого корабля или его части дело большой важности. И пример данного памятника тому свидетельство - свидетельство жестокой борьбы, развернувшейся на просторах Атлантики, свидетельство победы!
27.Памятный объект: Подводная лодка U-505 серия IXC (Германия), США
Статус: подводная лодка - экспонат музея
Место расположения: США, шт.Иллинойс, г. Чикаго, экспонат музея "Museum of Science & Industy" (Музей науки и промышленности). Открыт: в 1954 году года.
Немецкая подводная лодка U-505 серии IXC - построена на верфи "Дойче Верфь AG" в Гамбург) (строительный номер 295), относилась к классу "больших подводных лодок", архитектурно-конструктивный тип - двухкорпусная. Лодка была спущена на воду 24 мая 1941 года, а 26 августа 1941 года вошла в состав Кригсмарине. Первоначально U-505 была передана 4-й флотилии, базировавшейся в Штеттине. Вплоть до 1942 года экипаж проходил обучение и тренировочные выходы в море, а 19 января 1942 года лодка вышла в свой первый боевой поход.
С 1 февраля 1942 года по 4 июня 1944 года - числилась во 2-й флотилии подводных лодок, базировалась в Лориане (Франция), совершила 12 боевых походов. Действовала против англо-американских кораблей и судов в Центральной и Южной Атлантике, вдоль Западного побережья Африки и Восточного побережья Центральной и Южной Америки. За время службы потопила 8 судов общим тоннажем 45000 брт (по другим данным - около 47000 т), в том числе три американских судна.
При возвращении из боевого похода 4 июня 1944 года была обнаружена северо-западнее Дакара (район Верде Исланд) авианосной поисковой группой ВМС США (эскортный авианосец CVE-60 "Гуадалканал", 5 эсминцев). Эскортный миноносец USS "Шательен" (DE-149) атаковал U-505 с помощью бомбомета "Хеджехог" и глубинными бомбами, повредив рулевое управление и вызвав затопление в машинном отделении.
Предполагая, что подводной лодке нанесены критические повреждения, командир подводной лодки отдал приказ экипажу всплыть и покинуть лодку. После всплытия U-505 была обстреляна эсминцами и самолетами из пулеметов, при этом несколько немецких моряков были ранены (в т.ч. командир), один человек убит. На борту возникла паника, команда не смогла уничтожить секретные документы и затопить лодку, а покинула ее с работающими двигателями и заклиненными на борт рулями.
Вообще, назвать U-505 удачливой подводной лодкой сложно. Первые три похода были успешными, но уже в четвертом походе лодка была настолько серьезно повреждена бомбой британского патрульного самолета, что ее командир первоначально решил оставить лодку, но затем после длительного ремонта субмарина смогла дойти до базы. Последующие шесть походов были сложными и также не принесли удачи экипажу, более того в десятом походе в ходе преследования британскими эсминцами командир подводной лодки застрелился прямо в центральном посту. Но в том походе лодка и ее экипаж смогли вернуться на базу, а вот в двенадцатом везение кончилось.
Американцы решили захватить подводную лодку и на нее были высажены несколько абордажных партий, которым крупно повезло. Они не только захватили субмарину, но и изъяли секретные документы и шифровальную машину «Энигма», а также провели первичные работы по поддержанию лодки на плаву и завели буксирный трос с эскортного авианосца "Гуадалканал". В целях секретности U-505 отвели в Порт-Ройал на Бермудских островах, куда ее 19 июня 1944 года доставил океанский буксир USS "Абнаки" (ATF-96). Морской буксир ATF-96 и танкер «Кеннебек» (АО-36) были специально вызваны для этого и прибыли к месту встречи через трое суток. Буксир и подводная лодка совершили 1700-мильного переход к месту назначения!
Американцам достался богатый улов, кроме шифровальной машинки они получили много секретных документов и шифров, а также две новейшие электрические торпеды. Кроме того, во время нахождения в базе ВМС США на Бермудских островах U-505 была заведена в сухой док для осмотра и исправления повреждений, которые оказались незначительными, вскоре работоспособность систем лодки была полностью восстановлена. Субмарина выходила в море и до конца войны был проведен ряд испытаний для выявления боевых и эксплуатационных характеристик подводных лодок типа IX.
По окончанию войны в Европе U-505 своим ходом перешла в Филадельфию и до конца 1945 года она приняла участие в двух турне по городам Восточного побережья США, как агитационный корабль. После возвращения в январе 1946 года U-505 в Бостон, было принято решение о ее использовании в качестве источника запасных частей для других ПЛ и, в дальнейшем, как корабля-цели при испытаниях торпедного оружия. Для разборки подлодки на запчасти она была переведена в Портсмут. Но ей повезло.
Ее судьбой заинтересовался Дэниэл В. Гэллери, бывший командиром того самого эскортного авианосца, поисковая группа которого и захватила подводную лодку. К этому времени Д.В.Гэллери дослужился до звания контр-адмирала и занимал должность одного из помощников Руководителя морскими операциями. Благодаря его усилиям после восьми лет рассмотрения данного предложения лодку решили сохранить и передать Чикагскому музею в виде памятника.
Кстати, процедура перевода в статус музея этой подводной лодки записана на видео и демонстрируется для посетителей: последнее путешествие под водой из Портсмута в Чикаго, а потом - транспортировка улицами города, и строительство специального помещения. Ничего не забыли!
Чикагский музей науки и промышленности с помощью городской общины собрал 250 тысяч долларов на восстановление и перемещение лодки. 26 июня 1954 года U-505, совершив свой последний 3000-мильный переход, прибыла в Чикаго. Первоначально лодка экспонировалась под открытым небом, и одновременно проводились работы по восстановлению утраченных деталей. Большинство недостающих комплектующих было изготовлено и бесплатно передано музею германскими фирмами.
В 2004 году для U-505 было построено отдельное помещение, где лодка и находится в настоящий момент, являясь одним из главных экспонатов музея. До этого почти полвека подводная лодка стояла под открытым небом, а с 2005 года экспонируется в специально построенном для нее огромном закрытом помещении. Интересно, что вход к субмарине - за отдельную плату, даже в четверг, когда весь Чикагский музей науки и промышленности можно осмотреть бесплатно.
Немецкие подводные лодки IXC серии были подобны строившимся ранее ПЛ IXBсерии, но имели увеличенную дальность плавания за счет размещения дополнительных запасов дизельного топлива в забортных балластных цистернах. Для повышения скрытности на ПЛ IXC серии было установлено устройство "шнорхель", обеспечивающее работу дизелей на перископной глубине. За счет демонтажа 105-мм артустановки на субмарине было усилено зенитное вооружение.
Для справки: водоизмещение подводной лодки IXC серии (надводное/подводное) - 1120/1232 т; длина наибольшая - 76,8 м, ширина наибольшая - 6,8 м, осадка средняя - 4,7 м; глубина погружения - 200 м; экипаж - 48 человек. Мощность дизель-электрической ГЭУ - 2х2200 л.с. / 2х500 л.с.; Скорость хода: надводная наибольшая - 18,3 узлов, наибольшая подводная - 7,3 узлов. Дальность плавания: надводная - 11000 (12), подводная - 63 (4).
Для справки: Вооружение 6х533-мм торпедных аппаратов (4 - носовых ТА и 2 кормовых), 22 торпеды; 1-37-мм и 2х2-20-мм зенитных автомата.
Надо признать, американцы хорошо обставили данный экспонат и продумали его демонстрацию. В помещении, где размещена лодка, размещены огромные мониторы, на которых освещается история субмарины U-505 в годы Второй мировой войны. Видео с мониторов иллюстрируются крупными фото и панно, отдельно экспонируются детали субмарины, артиллерия, торпеды и якоря, фотографии - причем и молодого американского капитана Даниэля Винсента Галери и его противника - немецкого капитана Харальд Ланге. С грустью могу сказать, что отечественные подводные лодки не имеют такого современного и богатого информационного обеспечения (я по крайней мере не знаю).
По отзывам одного из посетителей - всех перед заходом внутрь ПЛ фотографируют, делая групповое фото, которое можно потом выкупить, но что интересно - есть мнение, что это делают для безопасности, чтобы точно знать кто посетил субмарину. Внутри, там где проходит экскурсия все сохранено, отреставрировано и имитировано так, как было до 4 июня 1944 года.
Как описывается на одном из порталов в интернете: ".... «ровный» звук электродвигателей, приказы на немецком языке, доносящееся из динамиков, легкий запах масел в машинном отделении и впечатляющая для непосвященных сложность приборов и оборудования, а еще - торпеды, непосредственно подвешенные в проходе между койками и ящики с апельсинами под теми же койками. Маршрут осмотра субмарины под руководством гида завершается через другой люк...."
Вообщем видно, что подошли к оформлению этого боевого трофея очень "по-деловому", думаю они смогли уже отбить 250000 долларов, которые потратили на данный экспонат. И ведь таким вниманием и такой заботой была окружена не героическая подводная лодка американского флота, а трофейная подводная лодка противника! Все понимаю, но немного обидно за отечественные музеи.
Интересно, а кто нибудь из вас, уважаемые читатели, видели эту субмарину в Чикаго? Может я все преувеличил? Вопрос звучит необычно, но мало ли, всякое может быть в современном мире. Поделитесь впечатлениями!
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.