Найти тему

Какую роль играет еда в вашей жизни? А в жизни ваших детей?

Сегодня всемирный день борьбы с анорексией. Стандарты "красоты". которые общество довольно агрессивно навязывает девочкам, девушкам, женщинам, не имеют отношения к живому человеку: мы все разные, это общее место, но.

Уже не однажды стремление к модельным параметрам приводило к трагедии.

Мы не делаем вид, что проблемы нет: некоторое время назад мы опубликовали интервью с психологом Светланой Липпо, которая специализируется на расстройствах пищевого поведения (а анорексия - это оно, РПП).

Сегодня даем слово семейному психологу, Светлане Шкомовой.

Светлана Шкомова
Светлана Шкомова

Семейный психолог, мама троих детей и очень чуткий человек Светлана Шкомова прочла повесть «Горький шоколад» за недолгие часы, что занял перелет из Грузии в Латвию. И поделилась своими мыслями.

— Несмотря на то, что возрастная маркировка на обложке 12+, мне думается, что читать повесть Мириам Пресслер «Горький шоколад» стоит не только детям, но и родителям. Почему? Проблемы изменения внешности, размера и формы тела, превращения из мальчиков и девочек в юношей и девушек, как любые изменения, нуждаются в большом количестве поддержки. И, конечно, справляться ещё и с нашими родительскими страхами и тревогами за будущее детей, лишний вес, отношения с противоположным полом детям не под силу.

В истории Евы, главной героини, тонко подмечены идеи диетического мышления, срывов и самонасилия, формирования связки еды как утешения и наказания. И оказывается, что поддержка, полученная от подруги, нового парня и мамы, способна помочь и дать возможность посмотреть на себя и свое тело теплыми и любящими глазами.

Книга – повод для диалога между детьми и родителями. Изменения начинаются с себя. И чтобы нашим детям было комфортно в собственном теле, родителям стоит взглянуть на себя и задать вопрос: а я как отношусь к себе, к своему телу? Замечаю ли изменения, происходящие с моим телом, могу ли проживать их с любовью, а не с ужасом? То, как я реагирую на изменения в своей внешности, – это точно мои реакции, или это установки, которые мне навязаны социумом?

Тело меняется от рождения до смерти, хотим мы этого или не хотим, это данность. И любые трансформации, даже из младенца в ребенка, или из ребенка в подростка, а далее – во взрослого, могут быть болезненны и требовать поддержки горевания по исчезнувшему телу.

Относиться к телу не как к объекту торговли на рынке невест («ты должна всегда быть в форме!», ну так шар – это тоже форма, кстати) бывает непросто. Те, кто говорит, что маленькая собачка – навсегда щенок, врут: она просто превращается в старую маленькую собачку.

Каждый день все люди в мире просыпаются в своих уникальных телах, позволяющих каждому из нас путешествовать по этому миру. И как относиться к своему телу – это выбор: стыдиться ли его (а значит – себя, своей неповторимости), благодарить ли за возможности, подаренные нам каждым днём, прожитым в теле. Какой образ мышления и самовосприятия вы хотели бы передать своим детям?

В книге очень заметно, как еда становится утешением, способом не проживать, а заедать свои эмоции. Видно, как работает запрет на злость, воспитание стыдом и страхом. Как отсутствие и наличие еды превращается в самонаказание. Какое отношение к еде есть у вас, что значит еда в вашей жизни? А в жизни ваших детей?

Иллюстрации к повести "Горький шоколад"
Иллюстрации к повести "Горький шоколад"

Если вам в процессе чтения повести «Горький шоколад» придет в голову ругать папу, который жестко контролирует детей, двигает их к своей картине мира и благополучия, или маму, которая выбрала молчать и быть удобной рядом с папой, то остановитесь: поверьте, они делают лучшее, на что способны. Эти родители любят свою дочь так, как умеют. И даже через контроль и подавление они точно хотят ей хорошего. И, увы, плохо замечают реального ребенка.

И стоит повернуться к себе и посмотреть: а как делаю я? Как живется со мной моим детям? Где и в чем я похожа на этих родителей? Можно ли в моей семье свободно злиться детям на родителей, и родителям на детей?

Светлана предложила эту книгу своей клиентке, переживающей стадию принятия себя. Вот так произведение отозвалось: «Я прочитала книгу! Она так легко пошла… Показалась мне моим собственным дневником: и эта бабушка, с ее вечным "хорошие девочки делают так", и последней уходить с физкультуры, чтобы переодеться в одиночестве, а уж мечта о том, чтобы жир стекал с меня – она до сих пор со мной, как ты знаешь… Подросткам такие книги необходимы, может, став взрослыми, они иначе будут относиться к себе».

-3

#мнение эксперта