Найти в Дзене
Искусство Сибири

ИТОГИ И СМЫСЛЫ ФЕСТИВАЛЯ "КОЛЛАБОРАЦИЯ"

4 ноября в Кемерове состоялся фестиваль креативных искусств "Коллаборация". Я курировала локацию "Кибербарокко", в которой было представлено визуальное искусство и перформативные практики.

Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"
Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"

Сама концепция фестиваля уже была разработана и я ее осмыслила наравне с остальными зрителями в день фестиваля.  Именно поэтому я решила написать этот текст. 

В организации "Коллаборации" есть много новых и важных для региона деталей.

Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"
Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"

1 Инициатива проведения фестиваля принадлежала кемеровскому молодежному сообществу. Они сами смогли объединиться, собрать вокруг себя инициативную команду. 

2 В идее чувствовался межпоколенческий и межвременной дискурс. Столкновение нового с классическим  искусством прослеживается во всем: в названиях локаций, в анимации головы Медузы-горгоны и бюстов писателей, в заявленной для авторов тематике. 

3. Ярко проявился поиск нового формата самого события и драматургии в организации отдельных локаций. 

4. В самом начале фестивале из уст медузы Горгоны была озвучена основная идея фестиваля, претендующая на  манифест. 

5. Основная идея фестиваля - естественность перехода от классического к новому искусству от рукотворности к технологии.

Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"
Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"

Моей задачей в локации "Кибербарокко" стало разделение на группы работ, представленных авторами на фестиваль. Я их разделила на 5 групп. Понятно, что в первую очередь появилась группа "Живопись уличной волны". Это направление устойчиво развивается в молодежном искусстве в последние 10 лет. Художники с образованием идут на улицу. Художники с улицы приходят в станковую живопись. Траектории творчества разные и их творческий поиск балансирует между беспредметностью и образами массовой культуры. 

Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"
Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"

Во-вторых, возникла группа абстрактных произведений. Тут тоже все достаточно логично. Язык абстракции - постоянное явление для мирового и в том числе регионального искусства. 

Самая многочисленная группа стала "Отрицание классики". Возможно, потому что она явилась главной темой для фестиваля. А может быть, диалог и некоторый спор с классикой в принципе характерен молодежному искусству. 

Неожиданно для себя самой я выделила группы работ "Искусство энтропии" и "Технонеолит". Энтропия - период распада системы характерен для регионального более медлительного и консервативного художественного процесса. Оказывается, художники создают крайне оригинальные произведения в этом направлении творческой мысли. А в рамках технонеолита были объединены работы, отсылающие зрителей  к эстетике первобытного искусства. Тут конечно проявилась история увлечения художников сибирской неоархаикой. 

Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"
Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"

Кстати говоря, авторы работ, представленных в экспозиции принадлежат к разным поколениям. Большинство авторов - это молодые художники, выпускники художественного колледжа и института культуры. Но значительный вклад в экспозицию внесли молодые душой авторы среднего возраста.  В этом смысле на "Коллаборации" состоялся межпоколенческий диалог и взаимопонимание. 

Перформанс Светы Яцыной. Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"
Перформанс Светы Яцыной. Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"

В рамках локации "Кибербарокко" были представлены два перформанса.  Перформанс Светы Яцыной "Я не знаю" представлял один этап ее творческой практики по созданию спектакля-вербатима. Действо, представленное перформерами, завораживало в своей медитативности. Я собирала отзывы от зрителей  и поняла, что зритель очень чуток к главному - погружению в процесс и целеполаганию действия. 

Гр. Малышки" Аксинья и Ника Сарычевы. Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"
Гр. Малышки" Аксинья и Ника Сарычевы. Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"

Перформанс томской группы "Малышки" ориентирован на более скромное пространство. Но, тем не менее, Аксинья и Ника Сарычевы самим своим присутствуем внесли в фестивальную среду нотки тонкого сибирского феминизма. 

Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"
Фото из опубликованного фотоотчета о фестивале "Коллаборация"

Итоги: 

1 Запрос на новый формат представления искусства у кемеровчан устойчивый. Билеты были раскуплены за 5 дней до события.

2 Молодежь сама способна организовать сообщество и найти возможности реализовать проект. 

3 Само название  "Коллаборация" по сути говорит о взаимодействии с представителями традиционных видов искусства  при сохранении ценностных систем каждого участника диалога. И это, я думаю, главный идейный посыл фестиваля. 

4. Общая тональность фестиваля перформативная, что говорит о том, что современный зритель готов участвовать в искусстве всеми органами чувств. 

5. Я думаю, сама возможность проведения фестиваля "Коллаборация" в Кемерове - отразил движение регионального искусства по индустриальному пути. (Все логично для Кузбасса). В том смысле, что фестиваль показал, что все виды искусства в рамках креативных практик взаимодействуют вполне успешно. Участникам художественного сообщества остается только принимать новые творческие формы, расширять свой диапазон принятия  некомпозиционного искусства и участвовать в зарождающемся художественном рынке.